Секты: происхождение, последствия

Материал подготовил помощник благочинного по миссионерской деятельности в Дрогичинском благочинии, настоятель прихода храма святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены в д. Завершье                иерей Александр Зинович

Молясь в Гефсиманском саду перед Своими искупительными страданиями   «нас ради человек и нашего ради спасения» Господь наш Иисус Христос просил у Бога Отца о еденинстве среди людей: «Да будут все едино, как Ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едины..»  (Ин.17:21), но из истории известно о различных ересях и еретиках, которые толкуют Слово Божие не по толкованию Святых Отцов Церкви, но  движимые  гордыней,  опираются на собственный разум,  в конечном итоге уходя в заблуждение.

Рассуждая о ересях, в данном материале коснемся понятия о сектах, их происхождении и о последствиях от их действий. Понятие секта латинского происхождения secta — школа, учениеsequor — следую :

  1. Религиозное течение, отколовшееся от основного религиозного направления, подвергшее существенной ревизии его вероучение, создавшее собственную организацию;
  2.  Религиозная группа (община), обладающая собственным вероучением, созданным её основателем (основателями) с нуля или на основании заимствований вероучительных положений из других религиозных учений, жестко обособляющая себя от внешнего мира, имеющая во главе тоталитарного лидера, пользующегося манипулятивными и иными средствами для поддержания строгой внутренней дисциплины и эксплуатации адептов.

В христианском истолковании понятие секта  тесно связано с ересью (лжеучения) и это неслучайно так как  латинскому слову secta в древнегреческом языке соответствует слово αἵρεσις — ересь. Понятия секта нет в учении святых Отцов Церкви. Его ввел в 16 веке Мартин Лютер, когда  писал комментарий на послание апостола Павла к Галатам и этот термин он употребил в отношении к анабаптистам (секта в которой не крестили младенцев): «Анабаптисты сектанты потому что они сами себя послали на проповедь, а сказано как проповедовать если не послан…». Примечательно, что этот термин ввел человек, в результате действий которого возникли различные сектантские движения.

Секты делятся на классические и тоталитарные. Классическая секта это замкнутая религиозная организация, противопоставляющая себя доминирующей религиозной традиции в конкретном регионе. Скажем, для нашего региона  это секты баптистов, пятидесятников, адвентистов. Классические секты, хотя и не несут в себе позитивной культурной составляющей, однако они относительно безобидны для общества в отличие от сект тоталитарных.

Тоталитарные секты – это авторитарные сообщества (религиозные или нерелигиозные) с жесткой вертикалью власти, лидеров которых интересуют только власть и деньги, для достижения которых посредством обмана вербуются в эти сообщества люди. Адепты таких сект подвергаются психологическому насилию (а иногда и физическому) и эксплуатации.

К тоталитарным сектам относятся «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса
Христа святых последних дней» (мормоны), «Сайентология», «Аум-
Сенкирё» и многие другие. Тоталитарные секты наносят вред физическому и психическому
здоровью. Примеры деструктивных действий тоталитарных сект
многочисленны. Известны случаи, когда последователи «Свидетелей
Иеговы» умирали, отказываясь от переливания крови, или люди, страдающие
тяжелыми заболеваниями, доверялись магам и целителям и не обращались
вовремя за медпомощью. 18 ноября 1978 года в Гайане произошло массовое
самоубийство. 900 членов секты «Народный храм» выпили отвар, в который
был добавлен цианистый калий. Еще 9 человек были расстреляны, пытаясь
сбежать от своего лидера и его огромной паствы.

Сектоведами отмечено,  что чаще всего влиянию сектантов подвержены люди находящиеся в тяжелых жизненных обстоятельствах, к которым применяются различные методы: предложение помощи,  приглашение на собрание общины и другие. С одной стороны покажется, что все хорошо, но это будет первый шаг к вступлению в секту.  Чем раньше человек выйдет из секты, тем меньше последствий. Это все очень индивидуально, зависит от того, какой человек попал, насколько он внушаем, в какой секте был, от самой секты зависит и еще от многих других обстоятельств жизни. Но у одних эти последствия проходят быстро, у других остаются в течение долгого времени, у кого-то не проходят вообще никогда.

Очень важно нам, православным христианам, твердо знать основы своей веры, дабы по слову апостола Петра смогли всякому «требующему  отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

В Священном Писании Спаситель поясняет нам,  как мы  должны относиться к сектантам. Самаряне, о которых неоднократно читаем в Евангелии, это классическая секта внутри иудаизма. Отправляя учеников на проповедь Он говорит им «… на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф.10:5). Ставя самарян в один ряд с язычниками, Он указывет на глубину их заблуждения. Из беседы с самарянкой видим, что Христос воспринимает их как отступников от веры: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4: 22). Спаситель беседовал с ней в духе любви и видим каков был результат этой беседы принес обильные плоды : «и многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4:39-41).

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, утверждает: «И не говори мне таких бессердечных слов: «Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы..»

Святая Церковь призывает нас молиться за тех, кто находится вне Ее Святой ограды, дабы Всемилостивый Господь всех отступивших просветил Светом Своим Божественным и все люди единым сердцем и едиными устами прославляли Святую Единосущную и Нераздельную Троицу.

В статье были использованы цитаты святителя Иоанна Златоуста; протоиерея Олега Стеняева; профессора, историка, богослова  А.Л. Дворкина.

Люди, ставшие жертвами деятельности различных сект, нуждающиеся в духовной поддержке могут обратится в Синодальный центр сектоведения имени преподобного Иосифа Волоцкого в г. Минске; в миссионерский отдел Брестской епархии; помощнику благочинного по миссионерской деятельности в Дрогичинском благочинии.

Контакты:

Синодальный центр сектоведения им. преп. Иосифа Волоцкого Белорусской Православной Церкви
(Белорусского Экзархата Московского Патриархата)

Основателем и руководителем Центра является заведующий кафедрой апологетики МинДА, доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, Мартинович Владимир Александрович.

centernrm@gmail.com                +375 (17) 355-83-67

Руководитель миссионерского отдела Брестской епархии: иерей Сергий Леонидович Мухин

Адрес: 224000, г. Брест, ул. К. Маркса, 84.
Тел.: +375 (162) 20-56-25.
E-mail: slmuhin17@gmail.com

Помощник благочинного по миссионерской деятельности в Дрогичинском благочинии: иерей Александр Валерьевич Зинович
Адрес: 225847, д. Завершье ул Зеленая, 1
Тел.: +375298816811
E-mail : zna1991@mail.ru