Состоялась встреча молодежи Петро-Павловского братства и прихожан Сретенского храма с главным редактором журнала «Вестник Донской Митрополии» Игорем Петровским.

«Пока отдельно – мы половины, вместе мы – полнота»

 Зачем мужчине и женщине быть вместе? Почему, будучи в своей физиологической природе такими разными, мужчина и женщина неизбежно тянутся друг к другу? Казалось бы, ответ на вопрос лежит где-то на поверхности. Но если он так очевиден и ясен, то почему, заключив брак, многие вскоре расстаются? Может, наша различность — ошибка Бога? Впрочем, ответы действительно ближе, чем кажется. Неожиданные и порой неизвестные современному человеку ответы мы встречаем на страницах Библии.

В один из летних будних вечеров молодежи Петро-Павловского братства и прихожанам нашего Свято-Сретенского храма выпала уникальная возможность пообщаться с представителем епархии Ростова-на-Дону, пресс-секретарем главы Донской Митрополии, главным редактором журнала «Вестник Донской Митрополии» Игорем Петровским. Наше общение прошло в теплой неформальной обстановке, где Игорь Петровский рассказал о себе, своей учебе за границей,  поделился своими размышлениями и знаниями, полученными в ходе многолетнего изучения древней Церкви, культуры и цивилизации, в форме лекции на тему «Адам и Ева: за что нам такое „счастье“?».

 Почему человеческий род делится на мужчин и женщин? Таинственный вопрос, определяющий развитие культур и цивилизаций

 — Вы знаете,  что Священное Писание в оригинале имеет  немножко другое значение, а иногда и «множко» другое. Мне показалось,  что изучая первые книги Бытия, где говорится о творении мира и человека, первого мужчины и женщины, в оригинале, еврите, мы можем вернутся к тем вещам, которые уже забываются и забылись. Начну с рассказа, который связан не с Россией, а с Америкой. В США жила молодая семья. Главу семейства звали Джон Грэй. В этой семье родился ребенок, роды были сложные, поэтому жене приходилось пить постоянно обезболивающие таблетки. Однажды таблетки  закончились,  на обеденный перерыв пришел  родной брат Джона Грэя, супруга попросила его, чтобы он съездил в аптеку и купил лекарства, которые закончились. Брат Джона о просьбе забыл, а молодая мама была вынуждена терпеть эту боль, пока не пришел вечером глава семейства, сам Джон Грэй. Когда пришел муж, жена накинулась  на него с упреками и стала винить его в том, что целый день она мучилась от боли. Джон,  как мужчина, пытался решить вопрос, но ее это не успокаивало, а только наоборот  –  заводило еще больше. Он развернулся и хлопнул дверью. Супруга пошла за ним в след, обняла его и заплакала. Когда она высказалась и выплакалась, в то время, когда он молча обнимал ее, он заметил, что его жену как будто подменили, вся боль и напряжение куда-то ушли. И он стал задавать себе вопрос почему, когда несколько минут назад я стал предлагать ей конкретные шаги решения, она еще больше расстраивалась, а  когда я дал ей высказаться и выплакаться, то  ей стало легче, хоть мы и не решили проблему. В последствии,  он начал следить за отношениями  в семье и пришел к тому, что написал книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». В основе этой  книги лежит то, что мы будучи одинаковыми людьми реагируем на одни и те же вещи совершенно по-разному. Чтобы мужчина с Марса понимал женщину с Венеры, он должен знать, какая там атмосфера, температура. Эта книга произвела революцию на фоне феминистического движения, когда мужчин и женщин уравнивали в правах. Я очень рекомендую познакомиться с этой, однозначно, безобидной книгой. Книга на многочисленных примерах дает понять, что нужно научиться говорить на языке друг друга. Почему мужчина и женщина такие разные? Когда мы приходим к этому вопросу, мы не можем понять, как на него ответить, наука молчит, поэтому, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к древнейшим текстам, а именнок Библии. Каждая религия  пытается ответить на этот вопрос, но проблема в том, что, например, религию Буддизм совершенно не интересует человек. Если взять культуры Месопотамии, то эти культуры очень пессимистично относятся к происхождению человека, человек производное кровной битвы или огромной трагедии, побочное существо. Древнегреческий философ Платон говорил, казалось бы, нечто подобное о мифологическом андрогине — идеальном существе, в котором соединены два пола. Физическое разделение на мужчин и женщин трактовалось им как трагедия. Каждая из половин стала чем-то ущербным. Не об этом ли говорит нам и Библия? Не схожа ли библейская картина творения человека с античным мифом об идеальном половом единстве в андрогине? Ведь в библейском тексте речь тоже сначала идет о цельном человеке без половых признаков. На самом деле, идея андрогина в корне чужда библейскому представлению. «Человек» первой главы книги Бытия — это и мужчина, и женщина как одно целое, одно лицо, в котором объединены, скорее, мужская и женская природа, но не пол в физиологическом смысле. Это очень важно, потому что для библейского автора первична личность. Пол только помогает ей уникально проявить себя. У античных авторов все иначе, ведь именно пол для них — это весь человек. Библейское же повествование о человеке как едином начале, означает, по-видимому, что все человеческие особенности одинаковым образом относятся как к мужчине, так и к женщине, которые пока еще не предстали друг пред другом в своем половом различии.

По толкованию христианского автора V века блаженного Августина, употребление единственного числа в книге Бытия, кроме того, указывает на единство будущего союза. Таким образом, мужчина и женщина «качественно равны между собой», они оба сотворены по образу и подобию Бога.

Этот древний библейский отрывок является первым в истории манифестом, уравнивающим права мужчин и женщин еще задолго до возникновения феминизма. Он говорит, что и Адам, и Ева в своей богочеловеческой сути одинаковы. Они оба — совершенные существа, и совершенство это заключается в их богоподобии.

 Кого создали первым, при чем тут « ребро» и кто кому «помощник»?

Во второй главе книги Бытия читаем, как человек приглашается наречь имена всему живому в мире. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт 2:18-20).

Что мы видим? Бог оборачивает весь мир к человеку и ждет: что человек сделает с этим миром, как назовет его? Наконец, наступает момент, когда человеческий опыт познает Божественный замысел. У всего, что встретил человек в этом первозданном мире, находится пара, кроме самого человека, который неожиданно не только ощущает полное одиночество, но понимает необходимость еще кого-то. И только тогда, когда эта потребность осознается опытом человека, Бог дает бытие его мысли. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что изначально в человеке были заложены все свойства, но постепенно, по мере созревания, в нем начали проявляться несовместимые в одном существе и мужские, и женские качества. Когда он, наконец, достиг зрелости, Бог разделил его: Адам познал, что он один — и перед ним явилась Ева. Согласно Библии, разделение человека на два пола является неким призывом к еще большей полноте. Но в чем состоит эта полнота и как осуществляется, каковы в идеале отношения между двумя людьми разного пола?

Найти прямые ответы на подобные вопросы в библейском тексте непросто, ведь перед автором Библии не стоит задача дать подробное пособие по семейному счастью или стать учебником психологии отношений. Однако для всех библейских религий Книга Книг — это система координат всей жизни, высшее откровение и бесспорное свидетельство о мире и человеке. Значит и «искусство» человеческих отношений, их смысл можно найти на ее страницах. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт 2:18).

 Смысл дилеммы в сложностях перевода?

Бог создает жену как «помощника» для мужа. Наверное, в Библии нет более важного слова, когда речь идет о тайне отношений между Адамом и Евой, чем простое — «помощник». Однако именно этот очевидный по содержанию фрагмент текста вызывал и вызывает до сих пор множество вопросов и недоумений.  Еще блаженный Августин удивлялся: «Ну какая же Ева помощница? В каком смысле? Какое странное наименование! Для чего вообще должна была явиться эта помощница? Нет иного ответа, как только для рождения детей…» И продолжая свое размышление, оставаясь предельно откровенным, Августин риторически вопрошает: «Если не для рождения детей, то для чего? Если для того, чтобы вместе обрабатывать землю, то помощником скорее был бы дан мужчина… Если допустить, что муж скучал от одиночества, то в интересах собеседования сообразнее было бы жить вместе с друзьями, чем мужчине и женщине».

В самом деле, какую еще помощь Ева может оказать Адаму, ведь она уступает ему в силе? Поэтому западные богословы единственное объяснение слову «помощник» находили в принципе деторождения. А для чего же еще, как не для рождения детей создана Ева? Жена сотворена не иначе, как чтобы муж господствовал над ней, а она имела к нему служебное отношение, — добавляют Августин и Фома Аквинский.

Древнейшая тайна библейского текста…

Чтобы разобраться, о чем действительно идет речь, вернемся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о «помощнике». Употребленное здесь слово «эцер» куда глубже по содержанию, чем кажется на первый взгляд. Так православный богослов и историк профессор Сергей Троицкий предлагал переводить семитское «эцер» как «восполняющая бытие». Ева выступает не просто помощницей, а «той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом». Мысль очень емкая: муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в глубины один другого, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божия. Это сама вечность, которая через любовь соединяет двух в единое целое. Муж обладает тем, чего не достает жене, а жена имеет то, что не хватает природе супруга. Она та, через кого он может стать чем-то большим. Он тот, посредством кого она вырастает в полную меру. Она будет  тем, кто твое ограниченное бытие, твою достаточно ограниченную жизнь восполнит до полноты. Мужской пол – это половина, женский пол – тоже половина и только вместе, соединившись, они являют собой полноту. Пока отдельно – мы половины, вместе мы – полнота. Это различие — не взаимоотталкивающее, а взаимодополняющее, взаимообогащающее. Они вместе только потому, что различны.      Итак, согласно Библии, в совместной жизни Адама и Евы происходит полное изменение человека, расширение его личности. Бог как бы опосредованно — сначала через познание человеком мира (наречение имен), а затем через взаимное познание мужчины и женщины — приводит человека к полноте бытия.

У Адама и любого мужчины есть огромные возможности, харизма, умение решать женские проблемы. Но только через свою спутницу, через Еву, произойдет в полной мере развитие человеческого существа. Митрополит Антоний Сурожский писал: «Прорастая через жену, Адам может выйти навстречу чему-то большему, чем его маленькая сосредоточенность на самом себе, выйти за пределы своего пола и прийти в полноту». Точно также и женщина обладает удивительным обаянием, харизмой, чуткостью, но оставь ее одну – произойдет катастрофа. Если женщина остается одна, не реализует себя через мужчину, его мужские качества и природу, она погибает, она делает неправильные шаги в жизни. Господь так сделал, что друг через друга, через тайну любви, также устроена Святая Троица, мужчина и женщина могут выйти навстречу чему-то бесконечному. Такие люди даже умирают в один день, такое бывает, редко, но бывает. Мы вместе, потому что мы разные, в тебе есть то, чего  мне недостает. И  через этот взаимообмен мы работаем всю жизнь, завершаем этот жизненный путь. Вот это и был величайший замысел Божий.

 Вместо заключения

 Однажды  святой Антоний спросил у своих учеников, какая из добродетелей самая великая, основа, на которой строится вся духовная жизнь. Один ответил любовь, другой –  молитва. Третий – воздержание, пост. А святой Антоний сказал: все добродетели, о которых вы поминали, очень спасительны и крайне нужны тем, кои ищут Бога, и кои пламенеют сильным желанием приблизиться к Нему. Но мы видели, что многие  измождали свои тела чрезмерным пощением,  в молитве превозносили себя, а своей навязчивой и чрезмерной любовью только отталкивали. Причина этому то, что они не имели добродетели рассуждения. Рассуждение и есть та добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путем, не уклоняясь на распутья. Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела, и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога.

И вот, когда Господь сотворил двух людей, он как раз-таки дал им рассудительность, чтобы они через друг друга работали над собой и своей семейной жизнью. Когда мы думаем над такими вещами, как семейная жизнь, проблемы в семейной жизни, нужно помнить, что когда люди только начинают встречаться друг с другом, Господь дает им в качестве аванса состояние влюбленности. Одному человеку в другом  открывается такая красота, которую никто другой понять и увидеть не может. А потом потихоньку это замыливается, как иконы или подсвечники в храме. Дальше наша задача какая? Либо выбрасывать старые подсвечники и покупать новые, либо их протирать от копоти и воска, ухаживать за ними и  тогда они засияют по-новому. Ведь там тот же образ, который стоит протереть.  В любви тоже самое – притираются чувства, отношения, кажется, что новизны и восхищения нет,  но человек  не изменился, он тот же – глаз твой изменился. И вот задача духовной жизни в том, чтобы пройти все эти трудности и через 40-50 лет совместной жизни заново влюбиться. Но это уже не аванс. Через внутреннюю работу человек сам засияет таким же первозданным светом, как в период влюбленности, но только это будут уже наши глаза, а не аванс который изначально дал нам Бог.

                                                                                              Подготовила Диана ТИТИК, участница православного Петропавловского братства г. Дрогичина.