По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в период с 30.11.2016 – 02.12.2016 г. проходил I Международный съезд регентов и певчих РПЦ. Хочется отметить, что последний съезд проходил 100 лет тому назад, и мы явились свидетелями исторического события в лоне Русской Православной Церкви.
На повестку дня выносились разные темы и ставились различные задачи:
1) история певческо-регентского искусства (традиции разных школ: Киевской, Московской, Петербургской и зарубежных),
2) история светского хорового искусства,
3) проблемы современного церковного исполнительства,
4) организация детского хора на приходе,
5) народное пение,
6) организация духовных фестивалей,
7) творчество современных церковных композиторов;
8) мастер-классы.
Каждое выступление отличалось глубиной содержания и вызывало огромный интерес у присутствующих.
По-домашнему тёплым было выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который рассказал о проблемах современного церковного искусства и о истории становления Санкт-Петербургской регентской певческой школы.
Интересным и познавательным было выступление митрополита Волоколамского Илариона Алфеева. Владыка касался многих тем относительно церковно-певческого искусства: трагедия утраты РПЦ канонического церковного пения, знаменный распев, композиторская партесно-вокальная музыка в церкви; обращался к творчеству многих композиторов. Для меня было интересным отношение Владыки к творчеству П.И.Чайковского, отношение не просто как музыканта и композитора, а как композитора-священнослужителя.
Глубину и духовную проницательность показал в своём мастер-классе регент св. Александро-Невского Кафедрального собора в Париже, продолжатель династии Кедровых, протодиакон Александр Кедров. Поучительным было прочтение духовной музыки, написанное его дедом и отцом. И, конечно же, необычайно радостным и духовным было пение делегатами «Отче наш» под его руководством. «Читок как жестовый язык управления церковным хором» — таково выступление протоиерея Владимира Янгичера, преподавателя Регентской школы при Московской духовной академии. На примере выступления учащихся Регентской школы о. Владимир показал простоту управления церковным хором языком читка. Вообще, надо сказать, эта техника была утрачена и мало где описывается в литературных источниках, и для меня, в некотором смысле, о. Владимир явился первооткрывателем.
Очень ярким, эмоциональным и неординарным было выступление регента Свято-Троицкого Ионинского монастыря, преподавателя Киевских Духовных школ Академии и Семинарии, кандидата искусствознания, профессора факультета искусств Национального педагогического университета им. М.Драгоманова протоиерея Димитрия Болгарского. В отличии от вышеупомянутого о.Владимира, который показал нам некий аскетизм и простоту певческих традиций, о.Димитрий открыл совершенно иную сторону певческого исполнительства: эмоциональную, но вместе с тем и духовную. Именно у него я увидела слияние душевного и духовного в полном понимании этих слов. Он дал нам всем возможность увидеть, что же такое настоящий киевский распев и как к нему следует подходить.
Честным и откровенным было выступление доктора искусствоведения, профессора Адыгейского государственного университета Светланы Хватовой. Она рассказала о существующих проблемах в современном церковном композиторском творчестве, которое нуждается в некотором преобразовании и должно иметь профессиональных рецензоров.
«Фестивали православной музыки»- таков был доклад доктора искусствоведения, доцента Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, доцента Московской духовной академии семинарии Н.Г.Денисова. Отрадно было услышать, что Беларусь занимает одно из лидирующих мест в проведении духовных фестивалей. Был отмечен высокий профессиональный уровень Гродненского фестиваля «Каложский благовест».
Невозможно не сказать о дирижёре Синодального хора, заслуженном артисте России Алексее Пузакове, под руководством которого пел сводный хор делегатов съезда. Алексей Пузаков показал нам все качества, которыми должен обладать каждый регент: образованность, интеллигентность, доброта, внутренняя культура и мощный духовный пласт.
Кульминацией съезда стала литургия под покровительством нашего Предстоятеля под сводами великолепного архитектурного памятника — Храма Христа Спасителя — в исполнении двухсот делегатов регентов и певчих, которая оставила неизгладимый след в моём сердце!
Во всех докладах, выступлениях, мастер-классах затрагивались главные вопросы: каким должно быть церковное пение, какая музыка должна звучать в храмах, какими качествами должен обладать регент, кто такие певчие и их задачи?
Я думаю, что каждый из присутствующих нашел для себя определённые ответы. Нерешённых задач осталось много, но мы надеемся, что был дан хороший старт для решения данных задач.
Регент Сретенского храма г. Дрогичина Ольга Кучма.