Научная статья клирика храма преподобной Евфросинии Полоцкой в г. Дрогичине священника Димитрия ГРЕЧКО
Материал опубликован в журнале «Брестские епархиальные ведомости» №2 (84) в августе 2023 г. и в сборнике научной конференции БГУ «Христианские ценности в культуре современной молодежи» 3 декабря 2021 г.
МУДРОСТЬ БОЖИЯ И МУДРОСТЬ МИРСКАЯ В ПЕРВОМ ПОСЛАНИИ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К КОРИНФЯНАМ
Христиане, пребывая в Церкви Христовой, вручают своё земное бытие и загробную участь Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Который есть источник полноты Божественной Мудрости и в Священном Писании именуется Премудростью Отчей. Среди людей господствует мудрость мирская, которая воюет с Мудростью Божией о Христе Распятом. Первоверховный апостол Павел в Первом послании к Коринфянам излагает своё учение об этих понятиях, а усвоение полноты учения апостола о Мудрости Божией даёт неложные ориентиры к приобретению Божественной Мудрости для руководства Ею на крестном пути спасения в вечности.
Ключевые слова: Святой апостол Павел, Мудрость Божия, мудрость мирская, коринфская церковь.
THE WISDOM OF GOD AND WORLDLY WISDOM IN THE FIRST EPISTLE OF ST. PAUL TO THE CORINTHIANS
Christians dwelling in the Church of Christ hand their earthly life and lot over to our Saviour, Lord Jesus Christ, Who is the source of the fullness of Divine Wisdom and is сalled Father’s Wisdom in the Holy Scripture. Among people dominates worldly wisdom which is at war with the Wisdom of God about Christ Crucified. Preeminent apostle Paul in the First Epistle to the Corinthians states his teaching about these concepts. Assimilation of the fullness of apostle’s teaching about the Wisdom of God provides proper guidance for the acquisition of Divine Wisdom to adhere to It on the way of the cross to salvation in eternity.
Keywords: Saint Apostle Paul, the Wisdom of God, worldly wisdom, Corinthian Church.
Жизнь и деятельность святого первоверховного апостола Павла, как известно, выделяется из ряда обычного течения жизни других апостолов. Во всех своих посланиях апостол Павел часто сам изображает многие обстоятельства своей жизни, а еще больше свое учение и свои христианские взгляды. Как великий апостол и знаменитейший богодухновенный писатель святой апостол Павел был и остается предметом изучения многих выдающихся богословов и экзегетов как древних времен, так и наших дней [9, с. 1].
Апостол Павел родился в Тарсе Киликийском, учился в Иерусалиме у знаменитого Гамалиила и хорошо знал иудейский закон (Деян. 22:3). Несмотря на то, что Павел именуется апостолом, он не входил в число двенадцати и даже семидесяти апостолов, призванных Христом [5, с. 6]. Скорее всего, он вообще не встречал Иисуса при Его жизни. Об этом говорит то, что сам апостол о таких встречах в своих посланиях не указывает. До своего призвания Господом к апостольскому служению Павел был гонителем Церкви и принадлежал к партии фарисеев, конфликт с которыми стал причиной суда над Иисусом Христом и Его крестной смерти.
Не случайно апостол Павел указывает на то, что потрудился более других апостолов (1 Кор. 15:10). Его великое дело – это проповедь Христова Евангелия, которое дало новую жизнь ветхозаветному жестокому миру. И каким же величайшим благом для духовности человечества являются знаменитые Павловы послания, ставшие не только ранними проявлениями христианской литературы, но и явившими богатейшие сокровища красноречия и духовной мудрости [12, с. 9].
Приступая к рассмотрению воззрений святого апостола Павла относительно мудрости, изложенных во всей полноте в его Первом послании к Коринфянам, представляется необходимым охарактеризовать состояние общества, которому первоверховный апостол благовествовал о Господе Иисусе Христе.
Географически Коринф находится в месте, соединяющем Грецию и полуостров Пелопоннес. Город был построен примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова [2, с. 546]. В то время Kоринф являлся центром тогдашней культуры, в городе располагались художественные мастерские, риторские залы, философские школы [8, с. 596]. Это место славилось не только разнообразием наук и искусств, но и праздничной жизнью, что привлекало в город огромное множество людей разных национальностей и культур [2, с. 546]. Низкая нравственность шла рядом с развитием культурной жизни в Kоринфе. То есть, можно сказать, что современный апостолу Павлу Коринф был ярким представителем греческой беспечности и разнообразных наслаждений. Имя «коринфянин/коринфянка» ассоциировалось с блудной жизнью [4, с. 25].
Апостол Павел прибыл в Коринф в возрасте, примерно, 50-ти лет [8, с. 546]. Святой Павел основал там христианскую церковь во время своего второго миссионерского путешествия, после проповеди Евангелия в Филиппах, Солуни, Верии и Афинах. В столице «Истмийских игр» Павел стал заниматься обычным для себя делом – шитьем покрывал для палаток.
В то время Коринф населяла большая по численности еврейская община. Свидетельствуют об этом артефакты, обнаруженные в Коринфе при раскопках: рельеф с изображением трех семисвечников, а также частично сохранившаяся надпись на каменной плите: «Синагога евреев» [5, с. 219].
В Коринфе апостол, как обычно, стал проповедовать Евангелие среди иудеев. Проповедь в синагоге должна была послужить еще и мостом для перехода с благовестием в среду язычников, так как среди иудейских слушателей должны были оказаться и новообращенные из язычников всех слоев коринфского общества [8, с. 597].
За несколько недель проповеди в синагоге стало понятно, что иудеи, в большинстве своем, не обратятся ко Христу. Иудеи противились и апостолу, и тому, что он проповедовал. Апостол Павел покинул синагогу со словами: «Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18:6). Этим апостол говорит: «Вы сами виновны в вашей погибели. Вы сами отвергли путь спасения, который я указывал вам» [2, с. 547].
С немногими уверовавшими из иудеев и прозелитов апостол Павел перешел для продолжения благовестия в дом обращенного в христианство иудея. Прозелита, предоставившего свое помещение, звали Иустом. Здесь Павел проповедовал несколько месяцев. Преимущественно язычники были слушателями слова святого Павла в этом доме [17, с. 376].
Апостол в своей проповеди не применял никаких хитростей и риторических уловок, чтобы завладеть вниманием слушателей и явить им красоту христианства с помощью красноречия, но являл только силу своего убеждения [8, с. 597]. Простая и искренняя Павлова проповедь снискала себе сторонников. Деятельность Павла пошла успешнее: многие из слушавших уверовали во Христа и приняли крещение. Но число обратившихся ко Христу, вероятно, было невелико, скорее всего, менее сотни. Такие предположения основываются на том, что новообращенные могли все вместе собираться в одной комнате, а также присутствовать за общей трапезой.
Первыми членами христианской Церкви Коринфа стали в большинстве своем рабы – представители самого низкого слоя общества [12 с. 265]. Основная часть уверовавших коринфян вышла из язычников, это были люди необразованные и бедные.
Когда дело основания церкви в Коринфе было завершено, апостол Христов принял решение покинуть город для продолжения проповеди в других местах. Павел, вместе с соработниками в деле благовествования Акилой и Прискиллой, убыл в Ефес.
В то время, когда святой апостол Павел пребывал с коринфскими христианами, они находились в наибольшей безопасности, так как сила его примера и слова вдохновляла и укрепляла верующих в борьбе со страстями и духовном совершенствовании. Но когда апостол надолго покинул Коринф, а обыденная веселая жизнь города, во всей ее красе, не переставала кипеть, то христианское настроение обращенных стало таять. Иные вернулись к прежней жизни и стали предаваться плотской нечистоте.
По мере уклонения членов коринфской церкви от света к тьме искажались и их представления о вере Христовой. Многое стало непонятным, часто христианское учение искажалось. За помощью в разъяснении основ христианства коринфяне обратились к апостолу Господню с посланием. Само их послание не дошло до нас, но о том, что оно имело место быть, можно судить по тексту Первого послания апостола Павла к Коринфянам.
В своем письме коринфяне обращаются к святому Павлу с просьбой разрешить некоторые возникшие вопросы, связанные с Евангельским учением, а также с его применением на практике. Но содержание письма не отражало настоящего состояния христианской церкви в Коринфе, особенно того, что касалось его нравственной составляющей [12, с. 266]. Из разговора с теми, кто доставил это письмо апостолу в Ефес, он узнал о действительном состоянии общины, что не могло не огорчить его.
Первым, что тревожило апостола Павла, было существование раскола в коринфской церкви на отдельные группы, которые находились во вражде между собою. Каждая из партий состояла из почитателей отдельного проповедника: Павла, Аполлоса, Петра, видимо существовала даже партия Христа (1 Кор. 1:12). Более знатные члены церкви были приверженцами прекрасного ритора Аполлоса. Вместе с единомышленниками они считали физический труд недостойным занятием для духовного учителя. В то время как коринфские христиане, добывавшие хлеб собственным трудом, наоборот, ценили трудящегося наставника апостола Павла, несмотря на то, что его речи были не так искусны [6, с. 385]. А партия Христа вообще отвергала значение всех апостолов.
Распри возникали также из-за отсутствия единства взглядов на идоложертвенное мясо и совместные трапезы. На так называемых «вечерях любви» богатые не желали делиться едой с бедными и ели каждый свое, чем вызывали возмущение остальных членов церкви. Все это и многое другое стало причиной бесконечных раздоров и распрей между призванными быть едиными членами коринфской церкви. Возникшие вопросы требовали безотлагательного истолкования. Потому апостол принимает решение остаться в Ефесе, а все недоумения разрешить письменно, что он и сделал.
Основная масса жителей Коринфа была заражена стремлением к роскоши и чувственным наслаждениям. Но чем развращеннее было общество, тем большая необходимость была в избавлении его от рабства греху и безбожию. Причиной же такого состояния святой Павел называет мирские мудрования, которые являются противоположными Мудрости Божией. Преклонение перед мирской мудростью – причина как слабого интереса основной части Коринфа к Евангельской проповеди апостола, так и возникших разногласий, и недоумений в основанной святым Павлом коринфской церкви.
Святой апостол, приводя цитаты из Священного Писания, напоминает, что мудрость мира сего была осуждена еще в Ветхом Завете (1 Кор. 1:19). Но для коринфян интеллектуальные мудрования являлись базовым критерием определения своих руководителей и учителей. Проповедь оценивалась только по ее внешней форме, то есть умении ритора пользоваться словом, вместо того, чтобы внимать к внутреннему содержанию речи.
Поведение коринфян во многом обусловлено их сильнейшим интересом к популярным в то время философским мудрованиям и риторике, часто бессодержательной.
Описывая деяния святых апостолов, святой апостол и евангелист Лука выделяет две группы философских школ, имевших наибольшую популярность в те времена, – это стоики и эпикурейцы (Деян. 17:18).
Цель философии, согласно Эпикуру, – указать путь к счастью. На практике же философия эпикуреизма является той деятельностью, которая ведет человека к счастью посредством рассуждений [16, с. 503]. Важной составляющей эпикуреизма является освобождение от страхов (в том числе и перед божествами) и страстей, чтобы прийти к внутренней тишине и спокойствию. Идеальный эпикурейский мудрец – это человек, который побеждает страсти души и умеряет свою плоть [16, с. 504].
Но и у мирной школы эпикуреизма нашлись грозные враги в лице стоиков. Между ними часто разгоралась полемика, которая с обеих сторон велась с нетерпением и даже озлоблением [16, с. 504].
Основателем стоицизма был Зенон Китийский (336/333 до Р.Х — 262/264 до Р.Х.). Зенон и его последователи учили, что все человеческие познания происходят посредством органов чувств, что истинное знание о мире возможно, так как мир познаваем [7, с. 91]. Стоики учили, что мир зависит не от хаотичного движения атомов, как понимали последователи Эпикура, а развивается целесообразно: миром правит премудрый Бог [7, с. 92]. То есть в мире действует разумное начало, являющееся и причиной, и целью существования мира, а в жизни каждого человека действует судьба, которую невозможно изменить [7, с. 92]. Для стоиков страсти неразумны. То, чего невозможно избежать, нужно принимать спокойно. Апатия, или полное бесстрастие, которого ищет стоический мудрец, стремится к анестезии, при которой страсть охлаждается, теряя человеческое тепло [3].
Огромную популярность имело и риторское искусство, расцвет которого связывают с оживлением демократических направлений в обществе [15]. От умения убедить сограждан зависели принятые важные политические и общественные решения. Также граждане Афин должны были лично защищать свои интересы в суде [15]. Так как не каждый мог это сделать самостоятельно, то появились так называемые бродячие риторы – учителя красноречия, которых еще называли логографами или софистами [15].
За деньги софисты были готовы обучить людей совершенно противоположным вещам. Софист учил человека доказывать то, что ему нужно и выгодно: то есть не находить истину, и именно убеждать, находить необходимые аргументы, использовать различные речевые приемы. Главное, чтобы софисту хорошо платили [7, с. 39].
Мирские мудрования, которым были научены Коринфяне еще до апостола Павла, влияли на Церковь. Коринфяне, привыкшие к разделению по различным признакам, таким как принадлежность к философской школе или партии риторов, раскололись и в среде церкви.
Ложные проповедники, ищущие славы себе, умаляют благовестие блеском своих словосочетаний. Апостол Павел переходит к обличению внешней мудрости, потому что люди, войдя в христианство из язычества, не поменяли своего мировоззрения.
Святой Павел рассматривает «мудрость мира сего» и «крест Господень» как понятия противоположные. Для мудрецов мирских проповедь распятого Господа – абсурд, потому что распятие, как орудие страшной казни, у тогдашних слушателей вызывало отвращение. Все достижения мирской мудрости для святого Павла не значат ровным счетом ничего, поскольку «мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией» (1 Кор. 1:21). На этом основана основная критика мирских мудрований святым апостолом. Мирская мудрость, уклонившись от личности Вечного Бога, воображает себе богами смертных людей, имеет своей целью найти блаженство в тварном и чувственном временном существовании [10]. Мир своей мудростью не смог познать Бога, и это обнаружило всю его ограниченность и даже безумие.
Углубившись в эти рассуждения, мы приближаемся к пониманию, о чем же говорил святой апостол Павел, когда писал христианам Коринфской церкви о мудрованиях мира сего и Божественной Мудрости.
Крест Христов – Премудрость Божия. В основе Слова о Кресте лежит апостольское свидетельство о событиях на Голгофе. Само понятие «Крест» используется в символическом значении – как символ-обозначение Божиего промышления о мире [13, с. 182].
В премудрости Бога ни у кого нет сомнений. И мудрость Небесного Отца, откровение величия Божия открывается миру именно на Кресте, где Человек, которым стал Сам Бог, добровольно принимает от мира позорную смерть как злодей. Эта жертва и есть тот путь общения, который является миру в Богочеловеке и венцом сего пути становится Крест [13, с. 182].
Для иудеев проповедь о Христе, распятом явилась неприемлемой, потому что они искали в Мессии силы, представляли Его как великого царя земного, победителя своих врагов. Греки же считали эту историю просто басней. Чудеса и знамения, которые совершал Христос для иудеев, забылись, потеряли для них всякую силу, когда они увидели Иисуса висящим на кресте. Потому святой Павел и послан благовестить в простоте слова, что проповедь о Боге, Который, воплотившись, умер на кресте за людей, сама по себе для спасаемых есть сила Божия, а для погибающих по своей воле всегда будет безумием, как ни раскрашивать ее мирскими мудрованиями, все равно они не примут ее.
Невозможно объяснить с помощью человеческой ограниченной мудрости то, что совершенно превышает разум. Здесь поможет только вера. Потому апостол Павел и сказал: «cлово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» (1 Кор. 1:18). Все, что устанавливает и чему дает жизнь Бог, хотя мирской мудрости кажется безумием и слабостью, на деле же является мудрее всех достижений мудрости человеческой [12, с. 292].
Апостол пишет: «Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:25). Этими словами святой Павел учит, что вообще нельзя человеческой мерой мерить мудрость Божию и силу Его [8, с. 614]. Апостол говорит о мирской и Божией мудрости относительно к делу спасения души. Если мирские мудрования оппонируют христианству в деле спасения человеков, то они не имеют силы и смысла перед домостроительством Божиим [8, с. 614]. Но если мудрования человеческие сами стремятся к познанию Истинного Бога, то в таких случаях апостол не отрицает их большого значения в принятии спасения, которое дарует Христос Бог [8, с. 614].
Господь так устроил спасение человеческого рода, чтобы люди понимали, что не от них все, а от Бога, чтобы видели, что таланты людские, такие как ум, сила, богатство и другие в очах Божиих не имеют цены, чтобы ими хвалиться перед Ним. А духовные дары Отец Небесный дает не за заслуги людей, а по великой Своей милости, и нельзя хвалиться людям дарами Божиими, как своими [12, с. 293].
Апостол Павел, проповедуя коринфянам о мудрости и безумии, говорит, что Сам Христос и есть Божия сила и Божия Премудрость. Те же иудеи и эллины, которые смотрели на крест Христов как на безумие, уверовав, смотрят на него совершенно иначе [8, с. 614]. Таких людей святой Павел называет «призванными», обращая внимание на предшествующее божественное призвание перед человеческим усвоением истин веры. Христос есть самая премудрость, о которой говорил Соломон, которая соучаствовала в творении Вселенной, которая правила миром, в которой скрыта вся полнота разума Отца. И в Нем мы черпаем такие пласты знаний, которые человеку и в голову не приходили. Но это только для призванных.
Святитель Феофан цитирует блаженного Феодорита: «Одно и то же – и премудрость и буйство, и сила, и немощь; буйство и немощь неверующим, премудрость же и сила верующим. Ибо и солнце – видящим свет, а слепотствующим – тьма. Но не оно приносит тьму, а болезнь задерживает светлость луча. Так и гной неверия возбраняет свету боговедения озарить душу» [14].
Духовные дары, ниспосылаемые Богом верующим во Христа, неизмеримо превышают все плотские преимущества, какими бы они ни были. Господь дарует верующим возможность быть Своими чадами [12, с. 294].
Преимущества внешние – пустота, значение имеют лишь преимущества духовные. «Мирская мудрость отброшена, но Бог Свою мудрость нам дает во Христе Иисусе. Вместо мирской мудрости люди наполняются премудростью Божественной» [14].
Мы имеем мудрость во Христе, но вся эта мудрость пришла от апостолов, которых мир считает безумцами (1 Кор. 4:10). А то, что считается мудростью мира сего, то есть самонадеянное, самоугодливое тщеславие, мечтающее обойтись без Бога, постигнуть все своим земным ограниченным умом, имеющее своей целью внешние блага временной жизни, и есть безумие пред Богом.
Мирская мудрость требует красноречия в словах и искусства суждения, и крест Христов кажется миру бессилием [11]. Простые, не ученые и слабые люди проповедовали Крест Христов, и слово это покорило весь мир, в то время, когда труды мудрых и сильных мира сего преданы забвению.
Разделения, возникшие в общине коринфских христиан, были основаны именно на их дохристианских убеждениях. Святой Павел с любовью научает своих чад основам здравой веры, разъясняя отличия мирских мудрований от Мудрости Божией, призывая христиан к единству во Христе, к свободе от разделений на партии, к тому, чтобы основой духовной жизни ставить внутреннее благочестие.
Каждый человек, считающий себя учеником Христовым, должен постоянно учиться, исследуя Писания, чтобы не сбиться с пути, ведущего к Богу, пути, освещаемому светом Новозаветных Истин. Ученик Христов должен знать, что есть Правда, что есть истинная Мудрость, и почему не следует предаваться мирским мудрованиям как правде в последней инстанции. Мудрость сия является безумием перед Богом, и чтобы быть истинными учениками Господа распятого и воскресшаго, нужно стать безумными для внешних мудрований, для временной жизни, для мира сего.
Священник Димитрий Леонидович Гречко
Минская духовная академия
Минск, Беларусь
БИБЛИОГРАФИЯ
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 1995. – 1376 с.
- Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета / архиепископ Аверкий (Таушев). – М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского института, 2000. – 781 с.
- Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Антисери Д. // Электронная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cyclopedia.ru/93/209/2677143.html. – Дата доступа: 22.03.2021.
- Атли, Б. Письма апостола Павла в неспокойную и страдающую церковь: I и II Послания к Коринфянам. Серия «Комментарии для исследователя» Новый Завет, том 6 / Б. Атли. – Техас: Международное изучение Библии, Маршалл, 2002. – 582 с.
- Иларион (Алфеев), митрополит. Апостол Павел. Биография / митрополит Иларион (Алфеев). – М.: Познание, 2017. – 592 с.
- Кинер, К. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 2. Новый Завет. Перевод с английского / К. Кинер. – СПб. : Мирт, 2005. – 731 с.
- Лега В.П. История западной философии. Часть I. Античность. Средневековье. Возрождение / В.П. Лега. – М.: ПСТГУ, 2014. – 276 с.
- Лопухин, А.П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. В 7-ми т. Изд. 4-е. Т. VII: Деяния; Соборные послания; Откровения Иоанна Богослова / А.П. Лопухин – М.: ДАРЪ, 2009. – 1296 с.
- Никанор (Каменский), епископ. Толковый Апостол. Объяснение первых семи Посланий святого апостола Павла. Часть 2-я. Издание 3-е / епископ Никанор (Каменский). – СПб. : Синодальная Типография, 1904. – 548 с.
- Святитель Афанасий Великий. Толкование на 1-ое послание к Коринфянам апостола Павла, 1 глава 21 стих / святитель Афанасий Великий // Экзегет. Библейский портал [Электронный ресурс] – Москва, – Режим доступа : https://ekzeget.ru/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/stih-21/ – Дата доступа : 20.04.2021.
- Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 1-ое послание к Коринфянам апостола Павла, 1 глава 18 стих / святитель Иоанн Златоуст // Экзегет. Библейский портал [Электронный ресурс] – Москва, – Режим доступа: https://ekzeget.ru/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/stih-18/ – Дата доступа: 27.04.2021.
- Святитель Феофан Затворник. Толковый Апостол. Послания святого апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником. Том 1. Послания к Римлянам, к Коринфянам, к Галатам / святитель Феофан Затворник. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 878 с.
- Сорокин, А., протоиерей. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета (Курс лекций) /А. Сорокин. – М.: Новоспасский мужской монастырь. Общество любителей церковной истории, – 2012. – 647 с.
- Сысоев, Д., священник. Толкование на 1-ое послание к Коринфянам апостола Павла, 1 глава 12 стих / священник Сысоев, Д., // Экзегет. Библейский портал [Электронный ресурс] – Москва, – Режим доступа: https://ekzeget.ru/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/stih-12/ – Дата доступа: 17.04.2021.
- Токмина, Т. Речевая культура будущего специалиста. Издание первое / Токмина Т. // Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – 2005-2010. – Режим доступа: http://194.226.214.250/resource/640/58640/files/tstu-tver43.pdf. – Дата доступа: 25.03.2021.
- Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии / С.Н. Трубецкой – М.: ВЛАДОС, 1997. – 573 с.
- Фаррар, Ф.В. Жизнь и труды святого апостола Павла. Сочинение Ф.В. Фаррара. Перевод с XIX английского издания А.П. Лопухина / Ф.В. Фаррар. – СПб: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1887. – 1077 с.