Святой великомученик и целитель Пантелеимон

Ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона пребывает в храме преподобной Евфросинии Полоцкой в г. Дрогичине.

В Священном Писании о почитании, именно умерших, святых, сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Послание апостола Павла к Евреям 13:7).

Апостол Павел, например, в категорической форме заявлял: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (Первое послание к Коринфянам 4:16). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости – Богу. Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: «Я Бог… Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Книга Исход 3:6). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит и к святым. Он восклицал: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое» (Псалтирь 15:3).

Умерев в этом мире, святые воскресли в мире вечном. Если говорить о возможности святых общаться одновременно с разными группами людей, отделенных от них пространством, то известно, что некоторые святые обладали подобным даром еще и в дни своей земной жизни. Так, например, апостол Павел, свидетельствовал о себе самом: «ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа» (Послание к Колоссянам 2:5).

Апостол Павел, отсутствуя по плоти, восстановил в духе, заочно, отлученного им ранее. Сказано: «так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова» (Второе послание к Коринфянам 2:7-10). То есть он действовал от лица Христа, как бы находясь у них, хотя плотью отсутствовал.

Смерть не отлучает человека ни от Бога, ни от Церкви, и тем более от возможности в молитве обращаться к своему Господу. И если в дни своей земной жизни, человек может молиться за своих собратьев, то наивно предполагать, что по смерти он забывает о них.

Так, святой великомученик и целитель Пантелеимон, который был великим помощником людям во временном своем бытии, продолжает быть таковым и по отшествии в вечное Царство Отца Небесного.

Будущий святой Пантелеимон родился в III веке от Рождества Христова в небольшом городке Никомидия, который относился к области Вифания. Вифания, в свою очередь, входила в состав Римской империи, однако при этом сохраняла свою самостоятельность, так как управлялась специальным проконсулом. В это время римским императором был Максимиан (284–305), который не любил христиан и жестоко преследовал их. Пантелеимон родился в семье знатных и уважаемых людей. Отец его, Евсторгий, был человеком обеспеченным и в жизни придерживался языческой веры. Мать же будущего святого, Еввула (в переводе с греческого «благосоветная»), была христианкой. Свою веру, как гласит предание Церкви, она получила еще в детстве, в своей семье. В то время достаточно распространенной была ситуация, когда один из супругов был язычником, а другой — христианином. Это было связано с тем, что христианство только приходило во многие области, и христианские общины только зарождались. При рождении мальчик был назван Пантолеоном, что в переводе с греческого означает «во всем лев». Вероятно, это было связано с тем, что его отец хотел, чтобы его сын был храбрым и могучим воином. В дальнейшем, когда юноша прославился в жизни Церкви, его имя изменилось на Пантелеимон, что означает «всемилостивый».

Икона: святой великомученик и целитель Пантелеимон

Свое христианское воспитание, любовь к добрым делам, а главное — искреннюю веру в Бога мальчик получил от матери, которая учила его богооткровенным истинам втайне ото всех. По смерти Еввулы Евсторгий отдал сына в одно из лучших языческих училищ, которое Пантелеимон закончил с успехом, а далее стал учиться врачебному делу у знаменитого никомидийского врача Евфросина. В разгар гонений Максимиана на христиан юноша Пантелеимон оказывается при дворе, где его представляют императору. В тот момент, когда Пантелеимон мог стать влиятельнейшей фигурой при дворе императора Максимиана, Господь даровал ему совершенно другой путь. В это время в Никомидии происходит трагедия — в результате гонений в городе были уничтожены почти все христиане, уцелело совсем немного верующих. Среди выживших были трое священников — Ермолай, Ермипп и Ермократ. Один из этих иереев, а именно — Ермолай, и заметил смиренного юношу, который часто проходил мимо дома священника.

Однажды Ермолай пригласил Пантелеимона к себе в дом, где спрашивал его о вере родителей и его вере, рассказывал ему о Боге, о Сыне Божием, раскрывал основы христианской веры. С этой встречи Пантелеимон стал все чаще бывать у Ермолая и укрепляться в вере. Через некоторое время Господь испытал веру Пантелеимона. Как сказано в житии святого, однажды Пантелеимон возвращался от Ермолая и увидел на земле мертвого ребенка, рядом с которым ползала змея (ехидна). Сначала юноша испугался и хотел бежать, однако потом решил проверить — действительно ли так сильна христианская молитва и истинно ли все то, о чем ему рассказывал Ермолай. Обратив взор к небу, Пантелеимон стал молиться — и в этот момент ребенок ожил, а змея, наоборот, стала мертвой. После этого чуда Пантелеимон уже не мог сомневаться в христианской вере. Через некоторое время после этого чуда священник Ермолай крестил юношу. Собственно, в Таинстве Крещения будущий святой и получает имя Пантелеимон.

Став христианином, Пантелеимон захотел привести ко Христу и своего отца, который хоть и оставался язычником, но был человеком искренним и искавшим истину. Юноша стал все чаще беседовать с отцом о христианской вере, задавал ему вопросы о язычестве и даже хотел тайно уничтожить всех идолов в доме, но не желал вызывать гнев родителя. И здесь снова ему помог Сам Господь.

Так как Пантелеимон и после крещения продолжал заниматься врачебной практикой, то к нему постоянно обращались за помощью. Однажды к дому юноши привели одного слепого, которому никто не мог помочь. Пантелеимон согласился исцелить слепца, однако его отец Евсторгий стал отговаривать сына, так как боялся, что над ним будут смеяться, ведь исцелить слепого еще никому не удалось. Пантелеимон же, дотронувшись до глаз слепца, призвал имя Господа Иисуса Христа и помолился. По окончании молитвы слепой полностью прозрел. Более того, после этого чуда оба — и прозревший, и отец Пантелеимона — уверовали во Христа и приняли Таинство Крещения. Через некоторое время Евсторгий умер, и все его имущество перешло к Пантелеимону. Однако юноша делает еще один шаг в стяжании святости и следовании за Христом — он отпускает всех слуг, снабжая их средствами, а остальное раздает нищим и больным.

Исполняя заповеди Господа, Пантелеимон посещает заключенных, лечит больных, наставляет тех, кто пал духом, помогает материально всем нуждающимся. К юноше идут со всех окрестностей, так как весть о его целительском даре облетела всю область. Более того, Пантелеимон лечит бесплатно, не беря за услуги денег. Все это порождает зависть у никомидийских врачей. Вскоре завистники донесли на Пантелеимона императору Максимиану, обвинив юношу в поклонении Христу, а не языческим богам.

Таким обвинением этим людям удалось возбудить в императоре желание лично встретиться с юношей и, если обвинение окажется справедливым, потребовать от него отречения от Христа. Все остальное — посещение Пантелеимоном тюрем, раздача имущества, исцеления — мало интересовало Максимиана, это было частным делом. Отрицание же языческих богов было на тот момент и отрицанием официальной религии империи, а значит, и отрицанием значимости культа самого императора.

После того как Пантелеимон был вызван к Максимиану, последний долго уговаривал юношу отречься от Христа и принести жертву римским богам. Пантелеимон отказался это сделать. А после того, как он исцелил на глазах императора тяжелобольного, в то время как этого не смогли сделать лекари-язычники, гнев Максимиана было уже не остановить. Император подверг святого многим мучениям, однако ни одно из них до поры не могло повредить юноше. Так, по приказу Максимиана Пантелеимона подвешивали к дереву и строгали железными когтями, опаляя при этом свечами, кидали в котел с горящим оловом, бросали в море с камнем на шее, отдавали на растерзания зверям в цирке. Во всех этих случаях Господь берег Своего святого, тем самым прославляя христианскую веру. Народ в городе все больше впадал в смятение, а император становился все злее от бессилия.

Житийная икона святого Пантелеимона

Последним испытанием для святого стало усекновение мечом. Пантелеимона привязали к маслине и пытались отрубить ему голову, но и здесь происходило чудо — мечи становились мягкими. Лишь тогда, когда Сам Господь призвал святого к Себе, Пантелеимон обратился к палачам с требованием продолжить казнь, так как они уже отказывались ее совершать. После этого им удалось наконец умертвить святого. По преданию Церкви, после казни из раны святого истекло молоко, маслина покрылась плодами, а многие из тех, кто видел казнь, уверовали во Христа. После казни палачи пытались сжечь тело святого, но оно не сгорало в огне и его просто бросили. Христиане с почтением погребли его. В то же время мученической кончины сподобились и священники Ермолай, Ермипп и Ермократ.

Сведения о жизни, чудесах и кончине святого дошли до нас благодаря его ученикам Лаврентию, Вассе и Провиану, которые видели его казнь, слышали Божий глас с неба и записали все в житии святого.

Ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, пребывающий в Евфросиниевском храме в г. Дрогичине

 

Составил: иерей Димитрий ГРЕЧКО,

священник храма преподобной Евфросинии Полоцкой в г. Дрогичине.

В статье использованы материалы сайтов:azbyka.ru; foma.ru; pravmir.ru.