«Осознать свою греховность»: беседа корреспондента газеты «Дрогичинский Вестник» с клириком Сретенского храма

 Беседа корреспондента районной газеты «Дрогичинский Вестник» Максима Родько с клириком храма Сретения Господня в г. Дрогичине           священником Александром Кучмой

Статья опубликована в выпуске газеты «Дрогичинский Вестник» №52 (9520)

30 декабря 2022 г.

 Осознать свою греховность

Каждому из нас, хотя бы несколько раз в жизни приходилось признавать свою неправоту, говоря простое, но такое, порой сложно выговариваемое слово «прости». Но если человек невоцерковленный просит прощения только у тех, кого он обидел, то христианин еще просит прощения у Бога. Для этого в Православной Церкви существует таинство исповеди, в котором человек кается в своих грехах. Так какова же история этого таинства? Зачем нужно исповедоваться и почему недостаточно каяться дома перед иконой или в своих мыслях? Как подготовиться к исповеди и что нужно на ней говорить? Что должен учесть идущий на нее впервые? Обязательно ли после исповеди причащаться? Как быть, если стыдно рассказывать священнику о своих грехах? Нужно ли исповедоваться ребенку и как часто участвовать в этом таинстве взрослым? Чтобы разобраться в этих вопросах мы обратились к священнику храма Сретения Господня в городе Дрогичине иерею Александру Кучме.  

Начиная беседу, отец Александр обратил внимание на то, что пока человек не ставит перед собой трудных задач, пока живет «как живется», пока плывет по течению — все как будто в порядке. Но стоит человеку принять решения и начать делать какие-то усилия в работе над собой, тогда внутреннее естество начинает бунтовать. И происходит то, о чем апостол Павел сказал: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Такая раздвоенность нашей души — одно из многочисленных последствий первородного греха, который личными усилиями человека не в силах преодолеть, только с помощью Благодати Божией, которая подается через таинства Церкви.   

– Отец Александр расскажите об истории таинства исповеди?

– Таинство покаяния, называемое исповедью установленное Самим Господом Иисусом Христом. В Евангелии есть эпизод, в котором Христос даровал право отпускать грехи Своим ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Именно это обетование, данное Спасителем апостолам уже после Его Воскресения из мертвых с одновременным ниспосланием им Духа Святаго, толкуется святыми отцами как установление таинства исповеди. Поэтому время возникновения таинства относится к Новому Завету. Однако оно возникло не на пустом месте. Ведь под покаянием подразумевается не какое-то внешнее действие, но прежде всего таинство возвращения души к Богу. Еще задолго до прихода в мир Спасителя Библия дает нам примеры покаянного плача как отдельных праведников, например, царя Давида, пророка Ионы, так и всего израильского народа. Последним пророком, который стоял уже на самой границе Ветхого и Нового Завета, был Предтеча Христов Иоанн. Это был великий проповедник покаяния, который подготавливал народ к приходу в мир Бога. Практика покаяния, которую ввел Иоанн Креститель через погружение кающегося в воду, не имела аналогов в Ветхом Завете, хотя по форме была близка к древнеиудейскому обряду омовения.

–  Люди порой задаются вопросом – зачем исповедоваться? Тем более рассказывать свои грехи какому-то священнику, если человек в них уже сам раскаивается перед Богом, например, дома возле иконы или в своих мыслях?

– Да, конечно, раскаиваться и просить прощения у Бога за свои грехи не только можно, но и нужно. Но также необходимо и исповедовать эти грехи в Церкви. Нужно помнить, что церковное таинство — это, выражаясь бытовым языком, помощь квалифицированных специалистов. Чтобы было понятнее, представьте ситуацию, что вы, поскользнувшись, упали в грязную лужу. Конечно, вам будет стыдно за свою испачканную куртку, но разве этого достаточно для того, чтобы она стала чистой? Конечно, нет. Вам придется сдать ее в химчистку, где мастера очистят ее с помощью специальных средств. Иначе куртка ну никак от грязи не избавится. То же самое происходит и с душой человека. Чтобы снять с нее грех, необходима помощь священника — того, кто уполномочен Богом совершать подобные действия. Без разрешительной молитвы грехи не могут быть отпущены. Кроме того, чтобы разобраться в себе и своих поступках, также необходима помощь духовного лица. Ведь одно дело переживать что-то внутри, а другое рассказать кому-то. Таким образом, человек сможет посмотреть на себя и свои действия со стороны.

Скажите батюшка, как подготовиться к исповеди и, что нужно на ней говорить? Что должен учесть идущий на нее впервые?

– Безусловно, к исповеди нужно готовиться. Причем, если подготовка к другим таинствам представляет собой большей частью пост и молитву, то исповедь — это прежде всего огромная внутренняя работа и психоанализ. Исповедь — это одно из семи таинств, поэтому подходить к нему нужно с благоговением. Конечно, первая исповедь всегда волнительна. Есть страх: отпустят или не отпустят все нажитые грехи? Ведь сколько их накопилось, и все страшные. И обо всем этом предстоит рассказать вслух, ничего не приукрашивая и не оправдываясь. Конечно, это страшно — увидеть себя со стороны таким, каков есть. Но какой же груз спадет с души, когда священник накроет голову исповедника епитрахилью и прочтет разрешительную молитву. Ведь все, что мучило столько лет, все, что висело на совести, оказалось прощено навеки.

Что именно говорить на исповеди священнику человек решает сам. Существуют специальные пособия по подготовке к таинству покаяния, где перечислены все возможные грехи. Такую литературу можно приобрести в церковных лавках или скачать с православных сайтов. Желательно проанализировать список с перечисленными грехами в пособии по отношению к себе и, если хватит мужества, постараться быть откровенным самим с собой. И не стоит искать какие-то лазейки, ведь Бог видит каждый наш шаг и слышит каждую мысль. Во время исповеди совершенно не обязательно подробно расписывать обстоятельства каждого греха. Достаточно обозначить само прегрешение. И самое важное — искренне в нем раскаяться. Кающемуся будет легче, если он выпишет свои грехи на листочек бумаги и пойдет с ним на таинство. Тогда, оказавшись перед лицом Бога, он не запутается и ничего не забудет. А после исповеди священник символически порвет эти записи.

 

– Обязательно ли после исповеди причащаться?

– Нет, ведь исповедь – это отдельное таинство, к которому можно подходить без поста и молитвенного правила, как это принято перед таинством причащения. Бывает, что имея желание скинуть с себя груз грехов, человек хочет исповедаться, но он не готовился к Причащению должным образом, поэтому приступить к таинству покаяния без дальнейшего приобщения Святых Христовых Таинств можно.

 – Отец Александр как быть, если стыдно рассказывать священнику о своих грехах?

– Следует понимать, что исповедуетесь вы, прежде всего Богу, а священник — лишь посредник, он выступает свидетелем покаяния (о чем он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи. Власть отпускать грехи согласно Евангелию, даровал Иисус Христос апостолам, а те, в свою очередь, епископам и священникам.

Исповеди не нужно стыдиться, потому что этот стыд — ложный. Это уловка врага человеческого рода: представляется, что грех делать не стыдно, а очищать свою душу от него на исповеди — стыдно. И получается, что душа остается зараженной, больной, не получает исцеления. Хочется утешить тех, кто, осознавая свои тяжкие грехи, боится идти исповедаться и впадает в отчаяние. Ведь всем нам стоит знать и помнить, что «нет падения, после которого нельзя было бы подняться». Но без исповеди это невозможно.

– Нужно ли исповедоваться ребенку и как часто участвовать в этом таинстве взрослым?

– Исповедоваться ребенку, безусловно, нужно. Как правило, к исповеди дети идут с 7-летнего возраста. Но это не требование, а рекомендация. На самом деле, к исповеди ребенок должен идти тогда, когда он способен сам оценивать свои поступки и отличать добро от зла. Главное, чтобы ребенок самостоятельно раскаивался в грехе, который исповедует, а не шел на таинство из страха перед родительским наказанием.

Частая исповедь бывает очень полезной на определенном этапе нашей жизни, особенно, когда человек недавно переступил порог храма и только-только делает первые шаги в вере. Для него открывается пространство новой жизни, почти неизвестное. Он не знает, как ему правильно молиться, как выстроить свои отношения с ближними, как вообще ориентироваться в этой своей новой жизни. Поэтому для таких людей частая исповедь это очень важный и серьезный этап узнавания Церкви, понимания основ духовной жизни и своих ошибок.

Нет стандарта, как регулярно человек должен принимать участие в таинстве исповеди. Но чем чаще человек исповедует свои грехи, тем больше у него становится сил их победить. Бывают ситуации, когда исповедь решительно необходима, например, при тяжком смертном грехе – тут точно откладывать нельзя. В современной традиции принято исповедоваться с дальнейшим участием в таинстве причащения хотя бы пять раз в год: во время четырех постов установленных Церковью и на день своего Ангела, но желательно исповедаться и причащаться как можно чаще.

***

Завершая разговор о покаянии, священник Александр Кучма привел следующую притчу:

«Упал человек в глубокую пропасть. Лежит израненный, погибает…

Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да чуть сами в нее не свалились.

Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да – эх!.. – не достает она до конца!

Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже – коротка веревка…

Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть…

Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку. Ухватился за нее человек и… вылез из пропасти!

— Как это тебе удалось? – удивились все.

Но покаянию некогда было отвечать. Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно…».

Максим РОДЬКО