Самый страшный грех − обидеть слабого. О проблеме буллинга в детской и подростковой среде

Корреспондент «Дрогичинского Вестника» Максим Родько пообщался на тему проблемы буллинга с педагогом-психологом гимназии г. Дрогичина Анной Михайловной Ковальчук и клириком храма Сретения Господня г. Дрогичина иереем Димитрием Гречко

Статья опубликована в выпуске газеты «Дрогичинский Вестник» №40 (9508) 7 октября 2022 г.

Буллинг представляет собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Может проявляться как запугивание, издевательства, иметь другие формы агрессивного поведения. Буллинг в школьной среде не всегда имеет форму физического насилия, скорее это уже крайние варианты проявления, когда стадии психологического давления не нашли отпора. Среди психологических форм насилия наиболее распространена словесная травля, которая проявляется оскорблениями, унизительными прозвищами, злыми или непристойными шутками в адрес одного ребенка, а также многочисленными формами насмешек и прочего. Реже встречается распространение слухов и сплетен, причем как в школьной среде, так и с помощью интернета. Одна из наиболее опасных форм буллинга, кроме непосредственно физического воздействия – это бойкот, когда ребенка намеренно игнорирует его социальная группа. Именно такая социальная изоляция приводит к суицидальным попыткам, самоповреждению, а также нарушению психики. Корреспондент «ДВ» пообщался на тему проблемы буллинга с педагогом-психолог гимназии г. Дрогичина Анной Михайловной Ковальчук и клириком храма Сретения Господня г. Дрогичина иереем Димитрием Гречко. Каково же мнение, позиция, взаимодействие школы и церкви по данной проблеме и какова их практическая помощь жертвам буллинга?    

Спровоцировать неадекватное отношение могут любые отличия ребенка. Объектом травли и издевательств может стать новый ученик в сформированном классе, дети, отличающиеся от большинства по этническому признаку или внешними особенностями (рост, цвет волос, форма носа и т.д.), ученики с особенностями развития.  Плохие оценки могут быть поводом для унижений, так же как и отличные результаты и т.д. Несмотря на то, что в этом явлении есть нападающая сторона и жертва, помощь необходима всем участникам процесса, а также тем детям, которые непосредственно не вовлечены в травлю и издевательства.   

 «В основном агрессорами выступают дети, у которых в семье неблагоприятная домашняя обстановка, сопровождающаяся насилием или унижениями от родителей. Они не могут выместить свою агрессию дома, поэтому приходя в класс и находя там жертву. Эти дети действуют с позиции силы. Их чрезмерная агрессия и невозможность устанавливать нормальный контакт говорят о наличии у них серьезных психологических проблем или психотравм. Как правило в процессе буллинга страдают три стороны: агрессор, жертва, наблюдатель. Если педагог замечает буллинг и понимает, что без специалиста уже не обойтись, то он обращается к школьному психологу»,  ̶  рассказывает педагог-психолог гимназии г. Дрогичина Анна Ковальчук.

Оказывается, как таковой буллинг выявить очень тяжело, потому что дети скрытные, зачастую не доверяют ни родителям, ни психологам, ни педагогам. Поэтому очень многое зависит от отношений родителей со своим ребенком.

«Если родители будут игнорировать ребенка, зная его проблему или он сам будет продолжать скрывать  из-за недоверия к ним свою ситуацию, то ситуация будет только усложняться. Это может отражаться на ребенке: снижение успеваемости в учебе, неучастие в мероприятиях, сверстники не приглашают в гости на день рождения, и он не приглашает никого к себе. Эти явления уже можно отнести к одним из первых звоночков, на которые следует обратить внимание. А ведь буллинг в подростковом возрасте может довести и до суицида. Ребенок часто страдает в основном от незнания к кому обратиться. Поэтому чаще всего, если это явление замечается, то педагог-психолог пытается разговорить учащегося, правда из-за недоверия ребенок он не всегда идет на контакт. Он боится огласки, думает что еще больше будет проявляется агрессия, внутри его присутствует огромный страх»,  ̶  говорит Анна Ковальчук.

Одной из методик профилактики буллинга в школе является проведение социометрии. В ее процессе изучаются межличностные отношения, а также внутригрупповые связи и иерархии в малых группах. Анна Михайловна рассказывает, что обычно дети отвечают на три вопроса, заданных в произвольной форме, например: с кем бы ты хотел отмечать день рождения, с кем бы ты хотел сидеть за партой (выбирается три сверстника), с кем бы ты пошел в поход? Если социометрическая таблица показывает, что какого-либо ребенка не выбирает никто из класса, это значит, что он является отвергнутым среди сверстников по разным причинам. Конечно, этому может способствовать и то, что учащийся отсутствовал долго в классе по причине болезни или перешел недавно из другой школы. При наличии явной проблемы проводятся тренинговые занятия на сплочение. Кроме методик выявления буллинга существуют и методики его искоренения без наказания.

Анна Михайловна Ковальчук также отмечает, что  родителям нельзя игнорировать имеющиеся у ребенка проблемы. Колоссальной ошибкой будет, если они начнут упрекать своего ребенка в том, что он сам за себя не может постоять или говорить ему: «ничего страшного», «не обращай внимания», «это пройдет». Лучше начать с такого разговора: «я тебе верю», «расскажи мне» и т.д.  Тогда ребенок пойдет на контакт с и будет рассказывать о своих делах. Но если родитель себя неправильно поведет, и ребенок не увидит с его стороны понимающей реакции, тогда он может замкнуться в себе.

***

Клирик Сретенского храма г. Дрогичина, иерей Димитрий Гречко рассказал, что в Брестской епархии существует молодежный проект «Понять и помочь». Проект представляет собой сайт через которой оказывается духовная и психологическая помощь подросткам и молодежи в возрасте 12-25 лет, от которых поступают электронные обращения с волнующими их вопросами. В этом проекте задействованы священники, которые прослушали курс лекций от практикующих психологов Санкт-Петербурга и компетентны давать ответы на поступающие вопросы. Благодаря проекту «Понять и помочь» молодые люди в течение трех дней получают ответы от психолога и священника, при этом сохраняется полная анонимность обращающегося.

Иерей Димитрий Гречко имеет высшее педагогическое образование, помимо несения священнического призвания, является педагогом дополнительного образования, учителем факультатива «Основы православной культуры». Он, священник и в одном лице педагог не может оставаться в стороне от проблемы буллинга. Поэтому не так давно батюшка в своем Telegram-канале провел анонимный опрос по данной теме. Так вот на вопрос: «Сталкивались ли вы с травлей в школе (ином учебном заведении)?» из 60  человек 12, или 20%, из них ответили «Да, систематически», 30% выбрали ответ «Да, редко».  Таким образом, 50% опрошенных так или иначе подвергаются буллингу. Это достаточно большая цифра, которая говорит о том, что проблема действительно существует.

Священник также отметил, что если ребенок в семье начинает рассказывать родителям, что его обзывают, обижают, высмеивают и т.д. то реакция родителей должна быть незамедлительной. Нужно объяснять ребенку, что он не виноват. Родитель должен говорить своему чаду: «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую», «мы обязательно что-нибудь сделаем». И стоит помнить, что ответственность за буллинг лежит только на агрессоре.

«Бывает, что родители, отправляя ребенка в общество, учат его: «приди и сразу покажи всем, какой ты», «если что-то не так, можешь ударить» и так далее. Я бы хотел предупредить таких родителей, которые хотят, чтобы их ребенок был «самый сильный» и «крутой». Агрессивное поведение может иметь очень негативные последствия. Во-первых, происходит нарушение социализации. Подросток, для которого насилие является методом и нормой в будущем не умеет общаться с людьми, он не знает, как вести себя с равными, как вести себя с более сильными и старшими, наконец не знает, как вести себя со слабыми. Поэтому уважаемым родителям я советую не учить своих детей говорить на языке силы, потому что для них это может быть крайне разрушительно», − сказал клирик Сретенского храма.

Говоря об отношениях детей и родителей, отец Димитрий подчеркивает, что родители должны в первую очередь выстраивать со своими детьми доверительные отношения, учить их  жить в любви и сострадании.

− «Если мы сеем плоды любви в душах наших детей, то соответственно будем пожинать добрые плоды в будущем, − считает отец Димитрий. − Если ребенок попадет в трудную ситуацию, он не будет бояться сказать об этом своим родителям. Он будет уверен, что не услышит от них упрека».

Священник также отметил, что при появлении проблемы буллинга детям и родителям нужно обращаться к классному руководителю, администрации школы, а если необходимо − в милицию.

Что же делать свидетелям травли?

«В процессе буллинга невозможно оставаться безучастным свидетелем. Образно говоря, ты либо распинаешь, либо сораспинаешься, то есть либо сострадаешь, либо доставляешь страдание, − считает священник. − Лучшее поведение для христиан, которые являются свидетелями агрессии − это заступится за жертву, но никак не игнорировать и тем более не становится на сторону агрессора. Но чтобы заступаться, нужно иметь большое мужество и порой не каждый может это сделать».

«Мы должны относиться к другим так, как хотели бы, чтобы относились к нам, и этому учить детей, − отметил батюшка.

В завершении беседы иерей Димитрий рассказал следующую историю:

«У одного умирающего священника спросили:

− Отче, Вы прожили долгую жизнь, скажите какой самый страшный грех? Чего больше всего боятся в жизни?

– Самый страшный грех  ̶  обидеть слабого, – ответил священник».

 

Максим РОДЬКО