СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА О СЫНЕ БОЖИЕМ

Статья иерея Леонида Куровского, настоятеля храма святого Архангела Михаила в аг. Осовцы

СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА О СЫНЕ БОЖИЕМ

Свидетельство Иоанна Крестителя о Сыне Божием

Перед началом Своего земного служения Господь идет на Иордан и принимает Крещение от Иоанна Предтечи, который видит при этом необычайное явление – схождение Духа Святого на Иисуса Христа. Обращаясь к своим ученикам, Иоанн Креститель говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:33-34). Когда Предтеча наблюдал за тем, как Дух в образе голубя спускался на Иисуса Христа, то сразу осознал, что этот человек перед ним, Иисус Христос, является Мессией, Сыном Божиим.

И если до Крещения Господа Иоанн Креститель говорил, что приблизилось Царствие Небесное, повторял, что Мессия идет, что пришествие Его близко, что «лопата Его уже  в руке Его и секира у корня древ лежит»,  то после Крещения Иисуса Христа и увиденного сошествия Святого Духа Иоанн прямо возвещает, что Христос уже пришел, «… стоит среди вас… Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:26-27). С выходом Иисуса Христа на общественное служение многие шли уже прямо к Нему, не имея более надобности предварительно идти к Предтече Его. Иоанн Креститель же перешел крестить туда, где не был еще со своей проповедью, и куда еще не ходил Иисус Христос.

С грустью замечая в своих учениках чувство зависти и боязни, что возрастающая слава Иисуса Христа затмит славу их учителя Предтеча сказал им: «Вы должны верить всему, что говорит и скажет Он; Его послал Бог и даровал Ему всю силу Духа Своего; поэтому все, что Он говорит, говорит Сам Бог; слова Его – слова Божии. Ведь Он – Сын Божий и имеет всю власть Божию. Кто верует в Него, тот тем самым доказывает, что верует в Бога, и за то может удостоиться блаженства вечной жизни; не верующий же в Сына отвергает Бога и за это сам будет отвергнут Богом. Веруйте же в Иисуса Христа как Сына Божия, обещанного вам Христа-Мессию; а меня считайте, как я и говорил вам раньше, рабом Его, недостойным даже развязать ремень обуви Его. Идите же к нему и следуйте за Ним! Ему надо расти, а мне умаляться»

Проповедь Иоанна Крестителя

Оканчивая свое служение, Иоанн Креститель в этом последнем обращении к ученикам своим убеждал их присоединиться к Иисусу Христу, убеждая всех следовать за Христом. Слова эти его надлежит рассматривать как завещание величайшего из пророков!

Свидетельства апостолов о Сыне Божием

Указывая своим двоим ученикам на Иисуса Христа как на Мессию, «Агнца Божия», Иоанн Предтеча как бы напоминает им: «Вы ожидали пришествия Мессии; вы потому и пришли ко мне и сделались моими учениками, что я возвещал вам скорое Его пришествие; так вот Он! Он уже пришел; ожидания ваши сбылись; теперь вам незачем оставаться здесь; идите за Ним».

И, послушав своего наставника, оба ученика Иоанна Предтечи последовали за Христом. Они и стали первыми учениками Господа нашего Иисуса Христа: будущий апостол Андрей, в последствии названный Первозванным, и Иоанн, будущий апостол и автор четвертого Евангелия.

Первое апостольское свидетельство о Господе как о Сыне Божием принадлежит будущему апостолу Нафанаилу при первой же его встрече со Спасителем.

Когда друг его Филипп с восторгом сообщил Нафанаилу, что сын Иосифов из Назарета Иисус Христос есть Тот, о Котором писали пророки и Моисей, Нафанаил засомневался в правдивости слов собеседника и добавил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).

Господь Иисус Христос, апостолы Филипп и Нафанаил (Варфоломей)

Однако Нафанаил, влекомый любопытством, подходя к Иисусу Христу услышал слова Его: «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47), то очень удивился: он никогда не встречался с Иисусом Христом, который говорил о нем как о хорошем знакомом. «Господь, чтобы окончательно рассеять его сомнения и привлечь его к Себе, являет Свое Божественное всеведение, намекнув ему на одно таинственное обстоятельство, смысл которого никому не был известен, кроме самого Нафанаила: «Когда ты был под смоковницей, Я видел тебя» (Ин. 1:48). Что было с Нафанаилом под смоковницею – от нас сокрыто, и, как по всему видно, это было такой тайной, о которой, кроме самого Нафанаила, мог знать только Бог. И это так поразило Нафанаила, что все сомнения его в Иисусе Христе мгновенно рассеялись: он понял, что перед ним не простой человек, но Некто, одаренный Божественным всеведением, и он тотчас же уверовал во Иисуса Христа как в Божественного Посланника-Мессию, выразив это восклицанием, полным горячей веры: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» (Ин. 1:49)».

Однажды, после чудесного насыщения людей пятью хлебами и двумя рыбами, произошедшего на берегу пустынного озера, Иисус Христос повелел ученикам Своим войти в лодку и плыть к противоположному берегу, Сам же возвратился к народу. Отпустив людей, Он поднялся на гору для уединенной молитвы.

Апостолы были уже на середине пути от того места, к которому направлялись, как разыгралась буря. По словам евангелистов, вокруг царила ночная мгла, дул сильный встречный ветер, и лодку раскачивало и било волнами. Святой апостол и евангелист Марк говорит, что Господь в это время еще оставался на суше и, увидев их посреди бушующей стихии, «около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю» (Мк. 6:48).

Спасение утопающего Петра

«Мы постоянно наблюдаем – говорит исследователь А. П. Лопухин – что христиане, в обычное время и в обычных обстоятельствах признающие силу Иисуса Христа, колеблются в вере и надежде на Него в больших опасностях. Так и апостолы, под влиянием страха, забыли о всех прежних проявлениях спасающей силы Христовой». Как обыкновенные люди, они даже и представить не могли, что это их Учитель, приняв идущего за призрака, испугались. Апостолам в темноте даже показалось, что Иисус Христос хочет пройти мимо, но Господь «тотчас заговорил с ними». Ученики успокоились, а пылкий Петр, только что в ужасе кричавший от страха за свою жизнь вместе с другими апостолами, теперь уже смело просит своего Учителя благословения на хождение по воде. Получив это благословение, Петр выходит из лодки и идет по воде к Иисусу Христу, однако бушующие волны вновь устрашили идущего и он, начиная тонуть, взмолился: «Господи! Спаси меня» (Мф. 14:30). Подав Свою руку, Христос поддержал Петра, укоряя последнего за маловерие.

Апостолы, которые в тот момент находились в лодке и наблюдали за всем происходящим, были поражены этим чудом и, как свидетельствует нам святой Марка, «чрезвычайно изумлялись в себе и дивились». Они еще не осознавали, что до этого такое же великое чудо было сотворено их Учителем с насытившимися пятью хлебами.

После того как Иисус Христос вместе с Петром вошли в лодку, бушевавший до этой поры сильнейший ветер внезапно стих, «бывшие в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33).

Свидетельства язычников о Сыне Божием

Однажды Господь Иисус Христос вместе со Своими учениками прибыл в страну Гадаринскую к восточной стороне Тивериадского озера. Вышедших на берег встретили двое бесноватых, один из которых был очень страшен. Обладая нечеловеческой силой, он каждый раз разрывал оковы и цепи, которыми его сковывали местные жители в целях безопасности.  В итоге его оставили в покое и обходили стороной. Жилищем ему служили пещеры, или так называемые гробы, в которых как правило хоронили умерших. Он испытывал неимоверные муки, неистово кричал и бился головой о камни, так страшно его мучали злые духи. Местные жители боялись проходить мимо пещер, где этот бесноватый устраивал себе временное жилище.

В то время к берегу озера причалила лодка со Спасителем и Его учениками. Как свидетельствует нам апостол и евангелист Матфей, едва заметив Его, бесноватые закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29).

В самом конце земного служения Господа нашего Иисуса Христа тайна Его как Сына Божия наконец открывается людям. В это трагическое время верные ученики Его  в страхе разбежались и смешались с толпой, окружавшей Голгофу, и издали наблюдали за распятым Христом. По свидетельству святых апостолов и евангелистов Матфея (27:45), Марка (15:33) и Луки (23:47)  постигли  тайну Боговоплощения тогда и язычники – римский сотник и воины, которые стерегли Иисуса Христа. Как свидетельствуют нам первые три евангелиста, перед тем как Господь умер наступила тьма, которая покрыла всю землю: «От шестого же часа тьма была по всей земли до часа девятого» (Мф. 27:45), и «померкло солнце, и завеса в храме раздралась по середине» (Лк. 23:45); «земля потряслась – произошло сильное землетрясение как знак гнева Божия на тех, кто предал смерти Сына Его. Это было чудесное знамение, которое свидетельствовало о поразительном и необычайном событии – смерти возлюбленного Сына Божия». «Об этом необыкновенном затмении солнца, в продолжение которого даже видны были звезды, говорят многие древние ученые, такие как римский астроном Флегонт, греческий историк Фаллос, святой Дионисий Ареопагит».

Распятие. Мастерская Андрея Рублева

Первые три евангелиста утверждают, что все эти страшные знамения и все, чему стали невольными свидетелями римские воины, настолько потрясли их, что римский сотник Лонгин воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий» (Мк. 27:54).

Из четырех Евангелий мы черпаем наши знания о служении Господа Иисуса Христа, слышим богодухновенные слова Его учения. Слова о том, что человек бессмертен, что земная жизнь является приготовлением к жизни вечной, что на Страшном Суде нас ждет воздаяние за совершенные дела на земле, что все люди, жившие на земле, будут воскрешены и, в зависимости от прожитой жизни, одни будут блаженствовать в Царствии Небесном, а другие страдать.

И без помощи Божией человек не смог бы постичь эти тайны и спастись. Поэтому нам был послан Спаситель Христос, чтобы открыть эти тайны, Он говорил: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин. 8:28). А святой апостол и евангелист Иоанн Богослов засвидетельствовал: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Библия: на церковнославянском, русском, греческом, еврейском, латинском, английском и др. языках [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры»: интернет-портал. – 2005–2019. – Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/. – Дата доступа: 09.03.2023.
  2. Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол : Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета / архиепископ Аверкий (Таушев) — Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2014. − 846 с.
  3. Гладков, Б. И. Толкование Евангелия / Б. И. Гладков. — Москва, изд-во «Летопись», 2014. − 824 с.
  4. Лопухин, А. П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / А.П. Лопухин; Том 3 Новый Завет, Петербург, 1911-1913. − 689 с.