Статья иерея Леонида Куровского, настоятеля храма святого Архангела Михаила в аг. Осовцы
СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА О СЫНЕ БОЖИЕМ
Свидетельство Иоанна Крестителя о Сыне Божием
Перед началом Своего земного служения Господь идет на Иордан и принимает Крещение от Иоанна Предтечи, который видит при этом необычайное явление – схождение Духа Святого на Иисуса Христа. Обращаясь к своим ученикам, Иоанн Креститель говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:33-34). Когда Предтеча наблюдал за тем, как Дух в образе голубя спускался на Иисуса Христа, то сразу осознал, что этот человек перед ним, Иисус Христос, является Мессией, Сыном Божиим.
И если до Крещения Господа Иоанн Креститель говорил, что приблизилось Царствие Небесное, повторял, что Мессия идет, что пришествие Его близко, что «лопата Его уже в руке Его и секира у корня древ лежит», то после Крещения Иисуса Христа и увиденного сошествия Святого Духа Иоанн прямо возвещает, что Христос уже пришел, «… стоит среди вас… Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:26-27). С выходом Иисуса Христа на общественное служение многие шли уже прямо к Нему, не имея более надобности предварительно идти к Предтече Его. Иоанн Креститель же перешел крестить туда, где не был еще со своей проповедью, и куда еще не ходил Иисус Христос.
С грустью замечая в своих учениках чувство зависти и боязни, что возрастающая слава Иисуса Христа затмит славу их учителя Предтеча сказал им: «Вы должны верить всему, что говорит и скажет Он; Его послал Бог и даровал Ему всю силу Духа Своего; поэтому все, что Он говорит, говорит Сам Бог; слова Его – слова Божии. Ведь Он – Сын Божий и имеет всю власть Божию. Кто верует в Него, тот тем самым доказывает, что верует в Бога, и за то может удостоиться блаженства вечной жизни; не верующий же в Сына отвергает Бога и за это сам будет отвергнут Богом. Веруйте же в Иисуса Христа как Сына Божия, обещанного вам Христа-Мессию; а меня считайте, как я и говорил вам раньше, рабом Его, недостойным даже развязать ремень обуви Его. Идите же к нему и следуйте за Ним! Ему надо расти, а мне умаляться»
Оканчивая свое служение, Иоанн Креститель в этом последнем обращении к ученикам своим убеждал их присоединиться к Иисусу Христу, убеждая всех следовать за Христом. Слова эти его надлежит рассматривать как завещание величайшего из пророков!
Свидетельства апостолов о Сыне Божием
Указывая своим двоим ученикам на Иисуса Христа как на Мессию, «Агнца Божия», Иоанн Предтеча как бы напоминает им: «Вы ожидали пришествия Мессии; вы потому и пришли ко мне и сделались моими учениками, что я возвещал вам скорое Его пришествие; так вот Он! Он уже пришел; ожидания ваши сбылись; теперь вам незачем оставаться здесь; идите за Ним».
И, послушав своего наставника, оба ученика Иоанна Предтечи последовали за Христом. Они и стали первыми учениками Господа нашего Иисуса Христа: будущий апостол Андрей, в последствии названный Первозванным, и Иоанн, будущий апостол и автор четвертого Евангелия.
Первое апостольское свидетельство о Господе как о Сыне Божием принадлежит будущему апостолу Нафанаилу при первой же его встрече со Спасителем.
Когда друг его Филипп с восторгом сообщил Нафанаилу, что сын Иосифов из Назарета Иисус Христос есть Тот, о Котором писали пророки и Моисей, Нафанаил засомневался в правдивости слов собеседника и добавил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).
Однако Нафанаил, влекомый любопытством, подходя к Иисусу Христу услышал слова Его: «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47), то очень удивился: он никогда не встречался с Иисусом Христом, который говорил о нем как о хорошем знакомом. «Господь, чтобы окончательно рассеять его сомнения и привлечь его к Себе, являет Свое Божественное всеведение, намекнув ему на одно таинственное обстоятельство, смысл которого никому не был известен, кроме самого Нафанаила: «Когда ты был под смоковницей, Я видел тебя» (Ин. 1:48). Что было с Нафанаилом под смоковницею – от нас сокрыто, и, как по всему видно, это было такой тайной, о которой, кроме самого Нафанаила, мог знать только Бог. И это так поразило Нафанаила, что все сомнения его в Иисусе Христе мгновенно рассеялись: он понял, что перед ним не простой человек, но Некто, одаренный Божественным всеведением, и он тотчас же уверовал во Иисуса Христа как в Божественного Посланника-Мессию, выразив это восклицанием, полным горячей веры: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» (Ин. 1:49)».
Однажды, после чудесного насыщения людей пятью хлебами и двумя рыбами, произошедшего на берегу пустынного озера, Иисус Христос повелел ученикам Своим войти в лодку и плыть к противоположному берегу, Сам же возвратился к народу. Отпустив людей, Он поднялся на гору для уединенной молитвы.
Апостолы были уже на середине пути от того места, к которому направлялись, как разыгралась буря. По словам евангелистов, вокруг царила ночная мгла, дул сильный встречный ветер, и лодку раскачивало и било волнами. Святой апостол и евангелист Марк говорит, что Господь в это время еще оставался на суше и, увидев их посреди бушующей стихии, «около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю» (Мк. 6:48).
«Мы постоянно наблюдаем – говорит исследователь А. П. Лопухин – что христиане, в обычное время и в обычных обстоятельствах признающие силу Иисуса Христа, колеблются в вере и надежде на Него в больших опасностях. Так и апостолы, под влиянием страха, забыли о всех прежних проявлениях спасающей силы Христовой». Как обыкновенные люди, они даже и представить не могли, что это их Учитель, приняв идущего за призрака, испугались. Апостолам в темноте даже показалось, что Иисус Христос хочет пройти мимо, но Господь «тотчас заговорил с ними». Ученики успокоились, а пылкий Петр, только что в ужасе кричавший от страха за свою жизнь вместе с другими апостолами, теперь уже смело просит своего Учителя благословения на хождение по воде. Получив это благословение, Петр выходит из лодки и идет по воде к Иисусу Христу, однако бушующие волны вновь устрашили идущего и он, начиная тонуть, взмолился: «Господи! Спаси меня» (Мф. 14:30). Подав Свою руку, Христос поддержал Петра, укоряя последнего за маловерие.
Апостолы, которые в тот момент находились в лодке и наблюдали за всем происходящим, были поражены этим чудом и, как свидетельствует нам святой Марка, «чрезвычайно изумлялись в себе и дивились». Они еще не осознавали, что до этого такое же великое чудо было сотворено их Учителем с насытившимися пятью хлебами.
После того как Иисус Христос вместе с Петром вошли в лодку, бушевавший до этой поры сильнейший ветер внезапно стих, «бывшие в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33).
Свидетельства язычников о Сыне Божием
Однажды Господь Иисус Христос вместе со Своими учениками прибыл в страну Гадаринскую к восточной стороне Тивериадского озера. Вышедших на берег встретили двое бесноватых, один из которых был очень страшен. Обладая нечеловеческой силой, он каждый раз разрывал оковы и цепи, которыми его сковывали местные жители в целях безопасности. В итоге его оставили в покое и обходили стороной. Жилищем ему служили пещеры, или так называемые гробы, в которых как правило хоронили умерших. Он испытывал неимоверные муки, неистово кричал и бился головой о камни, так страшно его мучали злые духи. Местные жители боялись проходить мимо пещер, где этот бесноватый устраивал себе временное жилище.
В то время к берегу озера причалила лодка со Спасителем и Его учениками. Как свидетельствует нам апостол и евангелист Матфей, едва заметив Его, бесноватые закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29).
В самом конце земного служения Господа нашего Иисуса Христа тайна Его как Сына Божия наконец открывается людям. В это трагическое время верные ученики Его в страхе разбежались и смешались с толпой, окружавшей Голгофу, и издали наблюдали за распятым Христом. По свидетельству святых апостолов и евангелистов Матфея (27:45), Марка (15:33) и Луки (23:47) постигли тайну Боговоплощения тогда и язычники – римский сотник и воины, которые стерегли Иисуса Христа. Как свидетельствуют нам первые три евангелиста, перед тем как Господь умер наступила тьма, которая покрыла всю землю: «От шестого же часа тьма была по всей земли до часа девятого» (Мф. 27:45), и «померкло солнце, и завеса в храме раздралась по середине» (Лк. 23:45); «земля потряслась – произошло сильное землетрясение как знак гнева Божия на тех, кто предал смерти Сына Его. Это было чудесное знамение, которое свидетельствовало о поразительном и необычайном событии – смерти возлюбленного Сына Божия». «Об этом необыкновенном затмении солнца, в продолжение которого даже видны были звезды, говорят многие древние ученые, такие как римский астроном Флегонт, греческий историк Фаллос, святой Дионисий Ареопагит».
Первые три евангелиста утверждают, что все эти страшные знамения и все, чему стали невольными свидетелями римские воины, настолько потрясли их, что римский сотник Лонгин воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий» (Мк. 27:54).
Из четырех Евангелий мы черпаем наши знания о служении Господа Иисуса Христа, слышим богодухновенные слова Его учения. Слова о том, что человек бессмертен, что земная жизнь является приготовлением к жизни вечной, что на Страшном Суде нас ждет воздаяние за совершенные дела на земле, что все люди, жившие на земле, будут воскрешены и, в зависимости от прожитой жизни, одни будут блаженствовать в Царствии Небесном, а другие страдать.
И без помощи Божией человек не смог бы постичь эти тайны и спастись. Поэтому нам был послан Спаситель Христос, чтобы открыть эти тайны, Он говорил: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин. 8:28). А святой апостол и евангелист Иоанн Богослов засвидетельствовал: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Библия: на церковнославянском, русском, греческом, еврейском, латинском, английском и др. языках [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры»: интернет-портал. – 2005–2019. – Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/. – Дата доступа: 09.03.2023.
- Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол : Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета / архиепископ Аверкий (Таушев) — Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2014. − 846 с.
- Гладков, Б. И. Толкование Евангелия / Б. И. Гладков. — Москва, изд-во «Летопись», 2014. − 824 с.
- Лопухин, А. П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / А.П. Лопухин; Том 3 Новый Завет, Петербург, 1911-1913. − 689 с.