6 апреля 2018 года в Гутовской средней школе состоялась беседа настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Вавуличи иерея Александра Веремейчика с учащимися и педагогами. Священник рассказал присутствующим о празднике Воскресения Христова и деятельности митрополита Иосифа (Семашко).
Праздник Воскресения Христова является главным событием церковного календаря. Неслучайно мы называем его «Праздников Праздник и Торжество из торжеств». В этот день все человечество, а значит и мы с вами, получило надежду на спасение.
Праздник Пасхи был известен еще в Ветхом Завете. Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «проходить мимо». Как известно из Библии, египетский фараон не хотел отпускать еврейский народ из Египта вместе с Моисеем. И тогда Господь наслал на Египет десять казней: засуху, нашествие саранчи, превращение воды в водоемах в кровь и др. Но самой страшной была последняя казнь – истребление всех египетских первенцев от человека до скота. Евреям же Моисей повелел заколоть ягненка и его кровью смазать косяки дверей своих домов. В результате, ангел смерти, поражавший египетских первенцев, прошел мимо помеченных таким образом домов, и еврейские дети были спасены, а весь еврейский народ был отпущен из Египта. Таким образом, для иудеев праздник Пасхи является воспоминанием об избавлении от рабства египетского.
Для нас же, христиан, этот Праздник знаменует освобождение от рабства греховного, от рабства диаволу, рабства проклятию и смерти. Теперь мы снова можем стать чадами Божиими. Ведь именно с этой целью Бог создал нас: чтобы, будучи Его детьми, мы слушались своего Небесного Отца, совершенствовались в добре, а в награду за это наслаждались вечным блаженством. Но, позавидовав такому блаженному состоянию людей, диавол внушил им мысль, что вкусив плодов от дерева познания добра и зла ( это было единственное, что запретил им Господь), они сами станут, как боги, буду независимы от Него. И люди нарушили эту единственную заповедь Божию. Разум их помрачился, ибо они стали прятаться от Всеведущего Бога, помрачилась и их совесть, ибо вместо раскаяния они стали перекладывать вину друг на друга и даже на Самого Бога. Наша природа стала зла, и для того, чтобы это зло не стало бессмертным от вкушения людьми плодов от древа жизни, Адам и Ева были изгнаны из рая. В них стали проявляться и другие последствия греха: их прежде совершенное тело стало подвержено страданиям, болезням и даже смерти.
Но, желая утешить людей, Господь обещал Адаму, что придет время, когда «Семя Жены сотрет главу змия» и мы снова, восстановив общение с Богом, сможем стать наследниками Его Небесного Царствия. Лучшие люди ветхозаветного периода на протяжении тысячелетий ожидали исполнения этого обетования. И это момент наступил. Но грехов к этому времени накопилось так много, что они не могли остаться безнаказанными. И Господь для искупления нашего не пожалел и отдал на Крестную смерть Своего Возлюбленного Сына, Который действием Святого Духа вошел в утробу благочестивой еврейской девушки Марии, бал рожден от Нее и на протяжении тридцати трех лет жил среди нас, как простой человек. Но, будучи Богочеловеком, Он смог взять на Себя грехи всего человечества и позорной смертью на кресте принести искупительную Жертву Своему Отцу за нас грешных. Он освободил нас от власти диавола, греха, проклятия и смерти. Он принес на землю и новые моральные принципы: к десяти заповедям Моисея (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.) были добавлены заповеди о любви к тем, кто ненавидит и обидит нас, о молитве за них, о необходимости добром отвечать на зло.
Три года Господь Иисус Христос проповедовал, подтверждая истинность Своих слов многочисленными чудесами, исцелениями и даже воскрешением мертвых.
Но люди не поняли и не приняли Его. Они ожидали иного Мессию, земного царя, который принесет им освобождение от римского владычества и экономическое процветание. Проповедник покаяния и любви им был не нужен. А религиозная элита в лице книжников и фарисеев увидели в Господе угрозу своему авторитету и искали, как бы погубить Его.
И вот Господь Иисус Христос, преданный одним из Своих учеников за 30 сребреников, предстает перед судом, обвинен в богохульстве, подвергнут страшным побоям и приговорен к распятию на кресте. Он измучен, Его ученики в страхе разбежались, проходящие мимо злословят Его. Но что мы слышим из Его уст!!! «Отче! Прости им, не ведают бо, что творят!»
Через шесть часов от многочисленных ран господь умирает. В Его Лице все человечество приносит Богу искупительную жертву за свои грехи. И Господь эту жертву принимает. А для того, чтобы мы знали об этом, Господь воскрешает Своего Единородного Сына из мертвых. Чудо Воскресения Христова – знак победы над диаволом и смертию. Теперь сатана не имеет над нами той власти, которую он имел, и может действовать лишь изподтишка.
Мы же получили возможность начать жизнь с чистого листа и на деле исполняя заповеди Божии мы вновь становимся Его детьми. Теперь конец земной жизни нам не страшен а желанен, ибо теперь мы сможем воссоединиться с Богом и наслаждаться общением с Ним и нашими почившими родными в Его небесных обителях.
Вот какое значение имеет для нас Праздник Светлого Христова Воскресения.
Богослужение во всех храмах в этот день как никогда торжественно, ибо ликуем не только мы, но и весь православный мир.
Как известно, через 40 дней после Своего Воскресения Господь вознесся на небеса, но Он не оставил нас и постоянно пребывает в Церкви. И когда за Божественной Литургией мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы соединяемся с Ним и получаем благодатную помощь в нашем стремлении стать лучше и добрее.
Также в этом году исполняется 150 лет со дня смерти митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко). Главной его заслугой стало воссоединение униатов, населявших территорию современной Беларуси с Православием.
Из уроков истории нам известно, что в 1596 г. в Бресте был заключен церковный союз (уния). В те времена Беларусь входила в состав Речи Посполитой, где государственной религией был католицизм. Желая бескровным путем подчинить себе православных белорусов, Католическая Церковь предложила им принять католическое вероучение и подчиниться римскому папе, но при этом они могли совершать богослужение на церковно-славянском языке и по восточному обряду. В обмен на это согласившимся обещались различные привилегии со стороны польского государства. Оставшиеся же верными Православию, наоборот, подвергались различным притеснениям. Сохранить Православие на Беларуси удалось лишь милостью Божией и благодаря деятельности православных братств, которые открывали небольшие типографии и школы для православных детей. Выдающимся защитником Православия этого периода был преподобномученик Афанасий, игумен Брестский, который за свою деятельную верность Православию в 1648 г. принял мученическую смерть.
Деятель же, которого мы воспоминаем сегодня, Иосиф Семашко родился в 1798 г. в Киевской губернии в униатской семье небогатого дворянина. В 1820г. он закончил духовную семинарию в Вильне, а через год стал униатским священником. Но душа его всегда тяготела к вероучению и традиции Православной Церкви. И поэтому, с одобрения императора Николая I, он начал готовить проект по постепенному присоединению белорусских униатов к Православию. Эта подготовка продолжалась долгих 12 лет. За это время Иосиф стал епископом, что дало ему большие полномочия в разъяснении подчиненному ему униатскому духовенству необходимости возвращения в лоно Православной Церкви.
И вот 12 февраля 1839 г. в Полоцке был принят акт о присоединении униатской церкви к Православной с приложением 1305 подписей духовных лиц. Таким образом, мирным путем в Православие вернулось более 1600 приходов с более чем 1 млн. 600 тыс. верующих.
В 1840 г. была создана православная Литовская епархия, которую и возглавил архиепископ Иосиф. В годы своего архиерейства он активно помогал бедным, независимо от их вероисповедания, мужественно вел себя во время эпидемии холеры, открыл 222 приходских училища, а в 1860г. создал первое женское училище. В 1852 г. он был возведен в сан митрополита, а 23 ноября 1868 г. мирно скончался и был похоронен в склепе Свято-Духового храма в Вильне.
Вот какой была жизнь этого выдающегося человека. Хотелось бы добавить, что его усилиями в Жировичах в 1828 г. была создана духовная семинария. Изначально она создавалась как униатская, но затем стала православной и действует по сей день.
Служба информации прихода.