«Чтобы дети и внуки спасались в этом храме…»

ГОД МИРА И СОЗИДАНИЯ

«Чтобы дети и внуки спасались в этом храме…»

Статья опубликована в выпуске газеты «Дрогичинский Вестник» №26 (9546)

30 июня 2023 года

 

Глагол «спастись» в христианском понимании означает достичь святости и попасть в Царствие Небесное. Но от чего мы должны спасаться и зачем это нужно? Дело в том, что в Православной церкви под спасением понимается восстановление человека в том состоянии, в котором он пребывал до грехопадения, и даже больше – восстановление человека не по образу Адама перстного, а по образу Адама Небесного, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Православие учит, что человек, будучи создан по образу и подобию Божию, утратил и омрачил эти свойства после своего грехопадения. Таким образом, спасение падшего человека заключается как раз и в восстановлении его в том достоинстве, которое он может обрести в Иисусе Христе как во Втором Адаме. У священномученика Киприана Карфагенского можно найти следующие слова: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», а священномученик Иларион (Троицкий) говорил: «Вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет Таинств». Следует подчеркнуть, что Церковью в православии называется собрание верующих людей, имеющее свою иерархическую и организационную структуру, во главе которой находится Христос. А вот храмом в православии называется особое строение, предназначенное для совершения богослужений и Таинств, то есть действий, связанных со служением Богу и богопочитанием. Поэтому верующие люди, являющие собой Церковь, имеют возможность приступать к ее Таинствам только через храм, без которого Таинства совершены быть не могут, только если за некоторыми исключениями. Поэтому, с точки зрения православия, вне Церкви человек духовно спастись не может.

Автор этих строк неспроста в самом начале своей статьи попытался дать краткое разъяснение учения Православной церкви о спасении и объяснить такие понятия, как Церковь и храм своему уважаемому читателю, несмотря на то, что далее намерен повествовать совсем о другом. Дело в том, что в разговоре с моим собеседником, о котором, собственно, и пойдет дальнейшая речь, я услышал следующее выражение: «Я рад, что принял участие в строительстве нашего Евфросиниевского храма, и надеюсь, что мои дети и внуки будут спасаться в нем…». Взяв для себя это великое, на мой взгляд, высказывание сильного человека за некий краеугольный камень, я решил попытаться разъяснить своему дорогому читателю, что значит спасение и какое место в нем занимает храм.

Высказывание собеседника я решил назвать не иначе, как «кредо храмоздателя», и надеюсь, что не ошибся. Ведь далее речь как раз и пойдет о жизни и трудах храмостроителя, который вместе с благочинным Дрогичинского церковного округа, настоятелем прихода храма преподобной Евфросинии Полоцкой протоиереем Иоанном Пинчуком приложил огромные труды по созданию величественного храма в честь этой преподобной игуменьи и заступницы земли белорусской в нашем городе. Но обо все по порядку.

Думаю, что многие дрогичинцы с героем этой публикации знакомы лично или слышали о нем неоднократно. Тем не менее с удовольствием представляю героя нашего материала – Николая Владимировича Калютчика. В нашей беседе приняла участие и его супруга Лидия Васильевна. Супруги Калютчики оказались очень интересными собеседниками, поэтому разговор получился достаточно увлекательный.

Николай Владимирович, по его воспоминаниям, по примеру своего двоюродного брата в юности хотел стать военным. Но, как известно, «пути Господни неисповедимы», и в итоге Николай Калютчик стал студентом Брестского инженерно-строительного института (БИСИ), ныне Брестский государственный технический университет. А в 1985 году моему собеседнику было суждено выпуститься из его стен квалифицированным инженером-строителем.

После института молодой специалист Николай Калютчик по распределению был направлен на стройку в город Борисоглебск Ярославской области (Россия). Оттуда же он ушел и на срочную службу в армию. Отслужив, Николай Владимирович решил вернуться в родную Сиреневку и через короткое время устроился работать в Дрогичинское СУ‑25. В этой строительной организации Николай Калютчик трудился мастером, прорабом, начальником строительного участка. Позже ему довелось потрудиться и в других строительных организациях. Работая в СУ‑25, Николай Владимирович познакомился со своей будущей супругой, также инженером-строителем по образованию, Лидией Васильевной. Весной 1989 года молодая пара сочеталась брачными узами. Опуская многие подробности, хочется отметить, что венчались супруги Калютчики в мае 2003 года, после того, как руками главы семьи был воздвигнут первый в его жизни храм…

Как все начиналось

«Это произошло в 1999 году. Мы тогда работали в совхозе под Минском второй год и имели о себе положительные отзывы. Будучи там, через какое‑то время узнали, что в соседней деревне Новоселье Минского района батюшка ищет строителей для возведения заложенного храма, – вспоминает Николай Владимирович. – Мы решили поговорить со священником и узнать различные детали, касаемые строительства храма, потому что никогда ранее с подобным видом работ не сталкивались. Вот так мы тогда и познакомились с отцом Андреем Щербининым, который со временем и благословил нас на богоугодное дело храмостроительства».

Старинных каменных храмов, на примере которых можно было бы детально ознакомиться с особенностями архитектурных решений, в той местности, где работали наши строители, как и у нас на Дрогичинщине, не было. Поэтому идеи для строительства храма в Новоселье бригада Николая Калютчика черпала из фото и эскизов, предоставляемых архитектором Геннадием Чирвоном, проектировавшим храм.

«Вместе с храмом мы также построили здание воскресной школы с котельной и церковный дом для семьи священника. На строительство в Новоселье у нас ушло около четырех лет. В апреле 2003 года возведенный нами Христорождественский храм был освящен нашим глубокоуважаемым упокоившимся почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом (Вахромеевым). После освящения этого храма мы с супругой были первыми, кого отец Андрей в нем повенчал, – рассказывает Николай Владимирович. – И сейчас, спустя десятилетия, наша семья с протоиереем Андреем Щербининым поддерживает дружеские контакты. Иногда батюшка мне звонит и советуется, что и как лучше сделать, если запланировал проводить ремонтные работы».

Во время строительства первого храма в Новоселье Николай Владимирович с семьей и представителями своей стройбригады отправился в паломническую поездку в Полоцкий Спасо­Евфросиниевский женский и Успенский Псково-Печерский мужской монастыри.

– Мы, можно сказать, во время этой поездки впервые воочию столкнулись с архитектурным обликом древних святынь и очень многое там для себя почерпнули, – говорит собеседник.

Немаловажно отметить, что параллельно со строительством храма в Новоселье Николай Калютчик со своими строителями начал возводить и монастырский храм в зарождающейся женской обители (сейчас Введенский ставропигиальный женский монастырь) в деревне Богуши Сморгонского района Гродненской области. После возведения там храма наши дрогичинские мастера построили также для обители корпуса, мастерские и сделали ограду.

– Также наша стройбригада параллельно заложила фундамент и возводила стены храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Боровляны. В ту же пору мы выполнили подготовительные работы под строительство храма в честь Ватопедской иконы Божией Матери в деревне Аксаковщина Минского района, – рассказывает Николай Калютчик.

Сейчас мне хочется немного прервать рассказ о нашем герое и напомнить нашим читателям о книге Нины Павловой «Пасха красная», повествующей о трех оптинских новомучениках: иеромонахе Василии, иноках Трофиме и Ферапонте, убиенных на Пасху 1993 года. Уверен, что Введенская Оптина пустынь, располагающаяся рядом с городом Козельск Калужской области в России, известна каждому православному верующему в Беларуси. Очень интересным, на мой взгляд, и глубоко духовным в храмоздательной биографии Николая Калютчика и его стройбригады является тот факт, что они в этом самом Козельске близ Оптины построили дом для матери убиенного новомученика Трофима. Уверен, что этот момент, особенно для тех, кто знаком с впечатляющей книгой «Пасха красная» и, в частности, с самой Оптиной, вызовет неподдельный интерес!

– Когда работали в Козельске, в выходные дни часто ездили в различные храмы и монастыри, которыми богато усыпана земля Калужской и Тульской областей, с целью изучения их старинной архитектуры. Навсегда в памяти остались воспоминания о Шамордино, Колюпанове, Жабыни, Нижних Прысках, Алексине, Ильинском и многих других городах и весях с их красивейшими святыми обителями и храмами. Во время этих поездок мы еще больше познакомились с особенностями православной церковной архитектуры, что в дальнейшем нам очень помогало в строительстве храмов, – поделился Николай Владимирович.

Евфросиниевский храм

Повествовать о возведении нашей новой дрогичинской святыни начал не сам Николай Владимирович, а его супруга Лидия Васильевна.

– Помню, как при посещении мной богослужений в нашем Сретенском храме велись разговоры о будущем строительстве нового храма. В одной из бесед с настоятелем храма протоиереем Иоанном Пинчуком я упомянула, что мой супруг занимается на данный момент возведением храма под Минском и было бы очень хорошо, чтобы он принял участие и в строительстве нашего будущего храма, – вспоминает Лидия Васильевна.

Рассказ продолжил Николай Владимирович.

– Известно, что первоначально площадка под строительство нового храма была выделена в больничном саду. Но это место было не очень пригодно для этих целей из-за заболоченности, что требовало больших затрат при строительстве. Отец Иоанн обратился к руководству района с просьбой о выделении другого участка. В итоге была предложена территория с недостроенным 4‑этажным зданием КБО напротив городского Дома культуры, – поделился Николай Калютчик.

На новом месте перед строителями первоначально стояла задача разобрать недострой. Так в 2006 году Николай Владимирович вместе с коллегами, ранее строившими с ним храмы, Игорем Мерзляковым, Дмитрием Федоруком и Игорем Кравчуком начали работы по разборке здания КБО.

– Когда мы со строителями валили стены, разбирали колонны и перекрытия, огромную помощь нам оказали прихожане. Пожилые женщины и мужчины приходили отбивать раствор от кирпичей и складывали их в штабеля для того, чтобы в дальнейшем использовать. Помню, как я для отбивки кирпича отдал нашим помощникам на пользование молоток­кирку каменщика. Кто хоть раз видел этот инструмент, поймет, о чем я дальше буду говорить. По завершении работ по разборке здания, когда я позже посмотрел на эту кирку, то ее металл был на треть стерт. Представьте, сколько каждый из этих трудившихся тогда людей сделал этой киркой ударов, что она приобрела такой вид?! Задумайтесь, какие великие труды были ими проделаны! – восклицает Николай Владимирович.

Мой собеседник также вспоминает, как в течение теплого сезона в 2006 году был разобран верх здания, а зимой строители разбивали монолитный фундамент. Параллельно с разборкой здания Николай Калютчик вместе с отцом Иоанном занимались вопросами по перепривязке проекта к новому месту строительства. Это стало еще одной очень непростой и продолжительной страницей в истории строительства Евфросиниевского храма.

«После проведения подготовительных работ 10 июня 2008 года архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн совершил закладку храма в честь преподобной Евфросинии Полоцкой, – повествует Николай Калютчик. – Впереди нам предстояло решить много проблем как по самому строительству, так и по различным организационным вопросам».

В первоначальном варианте проекта храма присутствовали бетонные перекрытия и балки. Но, по словам прораба, большой объем бетонных работ, а это порядка 90 м3 непрерывного бетонирования в перекрытии храма, в наших условиях выполнить практически было невозможно. Поэтому монолитные перекрытия и балки были заменены на арки и своды из кирпича. В этом нашим строителям помог белорусский архитектор Николай Иосифович Лукьянчик, который переделал проект под эти конструкции.

– Именно он для того, чтобы грамотно выполнить эти работы, посоветовал нам соответствующую литературу. Оказывается, рекомендованная архитектором книга, датируемая 1905 годом (период Российской империи), после революции 1917 года безжалостно выбрасывалась на свалку истории, так как учила грамотному выполнению работ и в культовом строительстве. Поэтому тогда вместе с различной церковной утварью подвергалась уничтожению, – говорит строитель.

Николай Владимирович вспоминает, что во время строительства храма ощущалась огромная помощь и поддержка со стороны районного руководства, а также государственных и частных организаций и лиц. Теплыми словами вспоминает он и тех, кто добавился к их коллективу в процессе созидания храма, среди них Геннадий Юрчук, ныне покойный Василий Талатай, Иван Морза.

– Нас некоторые упрекали, что мы очень долго строим храм и для сравнения приводили в пример дрогичинский костел, который возвели за небольшой период времени. Но хотелось бы сказать, что один лишь центральный притвор Евфросиниевского храма по объемам такой, как весь костел, да еще выше и в архитектурном плане намного сложнее. Также сводчатые арки в Евфросиниевском храме начинаются на высоте семи метров, толщина стен храма составляет 51–92 см, а периметр храма порядка ста метров, – подчеркивает собеседник.

За великое и, безусловно, историческое строительство Евфросиниевского храма прораб Николай Калютчик при освящении новой святыни 5 июня 2023 года архиепископом Брестским и Кобринским Иоанном был отмечен юбилейной медалью «1030‑летие Православия на белорусских землях». Хочу заметить, что это не первая награда нашего героя на храмостроительном поприще, так как в 2003 году Николай Владимирович был награжден медалью святителя Кирилла Туровского II степени.

Лидия Васильевна, как сестра милосердия Евфросиниевского храма и супруга храмоздателя, считает, что ее муж, построив за свою жизнь не один храм, сделал очень великие, богоугодные и душеспасительные дела.

– Многие люди вспоминают моего Николая добрым словом, а дети гордятся своим отцом. На освящение Евфросиниевского храма приезжал из Бреста наш старший сын Дмитрий со своей семьей. Тогда он показал своим детям, нашим внукам, этот красивый и величественный храм и рассказал, что его строил их дедушка, – сказала Лидия Калютчик.

Послушав Лидию Васильевну, я тут же вспомнил ранее произнесенные слова своего собеседника: «Я рад, что принял участие в строительстве нашего Евфросиниевского храма, и надеюсь, что мои дети и внуки будут спасаться в нем…».

Да, Николай Владимирович, пусть будет именно так!

Максим РОДЬКО

Прораб Николай Калютчик (справа) и строитель Геннадий Юрчук на стадии возведения цокольного этажа Евфосиниевского храма, 2011 г..
Прораб Николай Калютчик (справа) и Геннадий Юрчук на стадиии возведения цокольного этажа Евфросиниевского храма, 2011 г.