«Иконописец: кисточка в руках Божьих»

ДУХОВНОЕ ТВОРЧЕСТВО

«Иконописец: кисточка в руках Божьих»

Иконы, принадлежащие ее кисти благоукрашают храмы Сретения Господня в городе Дрогичине и Преображения Господня в агрогородке Новая Попина, а расписанный ею иконостас, красуется в Богоявленском храме агрогородка Именин. Труды ее рук известны Жировичской обители и ряду других православных монастырей и храмов. Сама она признается, что, нередко посещая различные храмы Беларуси, может нечаянным взглядом обнаружить в них написанные своей рукой образы. В таких случаях она обычно скромно замечает: «Оказывается я и в этот храм икону писала? Да уже и забыла, так как это было давно…».

Монахиня Варсонофия (Талатай) за работой по росписи Страстного цикла в левом притворе храма

В предновогодние дни Рождественского поста нам посчастливилось пообщаться с уроженкой нашего города, правда, давно уже здесь не живущей, но время от времени наведывающейся сюда по очень важному и богоугодному делу – благоукрашению нового храма в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. Как раз в такие рабочие приезды ей и получается немного пообщаться со своей дорого мамой – Ниной Авксентьевной Талатай, которая уже более полувека служит Матери-Церкви и даже сейчас, в возрасте 83 лет, является сестрой милосердия при Евфросиниевском храме. Пожалуй, многие из дрогичинцев, а тем более те, кому близок храм, уже догадались, что речь пойдет не о ком другом, как о монахини Варсонофии, которую кто постарше из прихожан городских храмов, по-прежнему продолжают называть Таней. Однако она уже давно как не Таня…

Уроженка Дрогичина, ныне насельница Благовещенского женского монастыря в городе Слониме монахиня Варсонофия (в миру Татьяна Талатай), рассказывает, что, сколько себя помнит, столько она и рисует.

– Рисовать я начала с раннего детства, а в школе увлекалась рисованием портретов. Вообще рисование для меня очень сложно отделить от иконописи, поэтому занимаясь художественным творчеством, я все равно возвращалась к написанию икон. Где-то в 12 лет я и написала свою первую икону Божией Матери, которая по сей день хранится в родительском доме. Кстати, её даже освятили. Перед этим иконку показали батюшке, приснопамятному митрофорному протоиерею Петру Пинчуку. Посмотрев на нее, отец Петр сказал: «Образ достойный, можно освятить и молиться», – поделилась мать Варсонофия.

После окончания школы Таня Талатай поступила в Бобруйское художественное училище, закончив которое, вернулась в родной Дрогичин. Дома она начинает творческую карьеру в художественной мастерской при районном отделе культуры, которую в тот период возглавлял небезызвестный дрогичинцам художник Валерий Вениаминович Доброквашин. Параллельно какое-то время работала художником в городском Доме культуры и даже немного преподавала в Доме творчества. С течением времени перешла трудиться художником в районную библиотеку.

«На протяжении всего этого времени у меня была какая-то внутренняя неудовлетворенность тем, чем я занимаюсь. Правда я не переставала рисовать иконы, храмы и даже получала на них заказы от друзей кому-то нарисовать их в подарок. Только вот профильного образования иконописца у меня не было и мне его очень не хватало, – рассказывает мать Варсонофия. – Как-то в библиотеке услышала по радио, которое тогда фоном транслировало не смолкая, что производится набор на иконописное отделение Слонимского духовного училища. После услышанного объявления, меня уже было не остановить. Поэтому вскоре я уволилась с библиотеки и поступила на иконописца. Оказавшись в духовном учебном заведении, моя душа, наконец, получила то, чего искала. Я поняла, что это мое и нашла моральное удовлетворение. Учеба в Слонимском духовном училище длится три года, но программу по иконописи я освоила за два, так как имела художественное образование».

После учебы Татьяна Талатай была распределена на практику и около года трудилась в Слониме на приходе. Вскоре талантливой выпускнице поступило предложение начать преподавать в недавно оконченном ею духовном училище.

– Почему-то у меня было такое представление, что если я вернусь в училище, то уже только в качестве монашествующей. Так как училище находится при женском монастыре, во время моего обучения с нами учились и монашествующие сестры. Я общалась с ними, видела их пример и стала задумываться, а почему бы и мне, с Божией помощью, не пойти по монашескому пути.

Окончательное решение о поступлении в монастырь Татьяна Талатай приняла, находясь в паломничестве в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре. И сейчас, будучи монахиней и насельницей другого монастыря, наша собеседница поддерживает теплое общение с настоятельницей Полоцкой обители игуменьей Евдокией (Левшук).

«С большой радостью приезжаю в обитель преподобной и насыщаюсь там духовной благодатью, – отмечает собеседница. – Очень радостно, что храм в честь преподобной Евфросинии Полоцкой возведен и у нас в Дрогичине».

Вид на расписанный матерью Варсонофией иконостас и алтарь Евфросиниевского храма

Вот так промыслом Божьим, когда-то Татьяна Талатай в Полоцкой обители твердо решила стать на монашеский путь, испрашивая молитвенной помощи у мощей святой преподобной Евфросинии, а сейчас в честь этой великой угодницы Божией расписывает храм в нашем городе.

– Вообще в жизни все промыслительно и случайности не случайны. Иногда нам может казаться, что произошла случайная встреча или как-то не особо по нашему плану сложились те или иные обстоятельства. Но если потом, через какое-то время все проанализировать, то приходишь к осознанию того, что нет ничего случайного. Ведь все, что бы не происходило, устраивает Господь, Который нас ведет. Но мы не можем осознать до конца весь Его промысел о нас, – поделилась монахиня.

При росписи новой дрогичинской святыни монахиня Варсонофия, конечно, молится преподобной Евфросинии. Однако, перед началом иконописного труда, по словам нашей собеседницы, у иконописцев заведено молится своим небесным покровителям: первому иконописцу в истории Церкви святому апостолу и евангелисту Луке, а также святым преподобным иконописцам Алипию Печерскому и Андрею Рублеву.

Спрашивая у матери Варсонофии, что значит писать икону, она отмечает, что это наука, которой учатся не один год, где осваивается как техника, так и богословие иконы. Ведь икона, по словам монахини – это окно в духовный мир, для создания которого необходимы знания. Не обходится, по словам матери Варсонофии, в иконописных трудах и без определенных проблем. Потому что, когда занимаешься богоугодным, не бывает, чтобы все было гладко.

– В любом случае будут искушения, то есть испытания. Но нам нужно показать, что мы ничего не боимся, и будем все равно, продолжать трудится во славу Божию, – делится духовными тонкостями монахиня-иконописец.

Узнали, что впечатляющее количество икон, украшающих иконостас и храм, были написаны матерью Варсонофией при помощи других иконописцев в мастерской Благовещенского женского монастыря, руководит которой наша собеседница. Большое количество храмовых икон в киотах также написаны монахиней Варсонофией. Среди них хочется перечислить такие, как: преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Давида Гареджийского, преподобной Мелании Римляныни, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, равноапостольной царица Елены, блаженных Матроны Московской и Ксении Петербургской, великомученицы Екатерина Александрийской, великомученика Димитрия Солунского и мученика Назария Медиоланского.

– Какие-то из этих икон были написаны по просьбе настоятеля храма отца Иоанна. Есть здесь и образы небесных покровителей прихожан храма, на которые они давали жертву, – отметила мать Варсонофия.

Храм в честь святой Евфросинии Полоцкой в нашем райцентре монахиня Варсонофия (Талатай) начинала расписывать еще при его строительстве в 2019 году. Иногда наша собеседница приезжала расписывать его с помощницами из монастырской мастерской. Войдя в храм, взор человека сразу же падает на изображения, украшающие стены храма. Все они без исключения, принадлежат трудам рук матери Варсонофии.

Вот над алтарной частью можно наблюдать величественную икону Божией Матери «Нерушимая Стена», которой предстоят ангелы. Далее стена над Горним местом алтаря расписана иконой «Господь Вседержитель», где Иисус Христос изображен в архиерейских одеждах и Ему молитвенно предстоят Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча. Помимо этого, стены алтаря расписаны еще и образами составителей Божественной Литургии: святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также небесных покровителей Брестчины: преподобномучеников Афанасия Брестского и Макария Пинского.

– Сфера купольной части в центре храма расписана крестом с благословляющей десницей в окружении ангелов, а по кругу сферы написаны  иконы пророков. Ниже на своде изображается композиция, называемая «Небесная Литургия», на которой изображается Христос на Престоле как Царь в сослужении ангелов, подносящих Ему свечи, кадило, Чашу и т.д. А еще ниже, уже на парусах центральной части храма красуются изображения четверых евангелистов. От каждого изображения евангелистов вниз тянутся колонны, на которых фактически держится купол и как бы стоит весь храм. Так как четыре евангелиста символизируют собой четыре столпа Церкви Божией, то они очень символично перекликаются в смысловой нагрузке с колоннами, на которых утверждается храм, – показывает наверх и говорит мать Варсонофия.

Слушая иконописца, удивляешься как это ей, по большому счету одной, удается создавать столь величественное, поражающее своими масштабами и красотой. Тут же на ум приходит мысль, что неспроста есть в народе выражение, в котором иконописцев называют не иначе как «кисточкой в руках Божьих». И вправду, без Бога такое создавать невозможно…

За беседой с матерью Варсонофией с центральной части храма мы медленно подошли к левому притвору. Именно здесь стояли строительные леса и наша собеседница, пока мы ее не отвлекли, занималась написанием небесного свода к изображению «Положения Господа Иисуса Христа во гроб» после его Крестной смерти.

– В левом притворе Евфросиниевского храма совершаются панихиды по усопшим, поэтому эту часть решено расписать сюжетами из Страстного цикла. Так здесь уже написано «Распятие», а кроме «Положения по гроб» планируем в дальнейшем написать икону «Снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа» и образы святых, которые участвовали в погребении Спасителя: Иосифа Аримафейского и праведного Никодима, – поделилась монахиня-иконописец.

Интересуясь у матери Варсонофии дальнейшими планами по росписи Евфросиниевского храма, узнали, что противоположный, правый притвор храма планируется расписать сюжетами Явления Христа по Воскресению женам-мироносицам и ученикам на Тивериадском озере при ловле рыбы.

– Решение расписывать храм дальше уже принято. Но сказать сейчас что-то более конкретно, пока затруднительно. Может быть, по существующему правилу на западной стене храма будет написан Страшный Суд. Также планируется роспись колонн. Но как точно в дальнейшем будет расписываться храм, это еще все будет обсуждаться с отцом Иоанном, – уточнила мать Варсонофия.

Поинтересовались мы у собеседницы различными особенностями и сложностями в написании небольших икон и росписи стен. На что иконописец нам ответила, что иконопись, как, впрочем, и живопись, бывает станковой (когда икона пишется на доске) и монументальной (когда расписываются стены).

«В станковой иконописи технологически используется липа. Мы стараемся писать так, как это было шестьсот лет назад и даже больше, – говорит монахиня Варсонофия (Талатай). – В обычной иконе пишется все до лика, который прорисовывается в последнюю очередь. В стенописи я делаю наоборот: в первую очередь пишу лик, а потом уже все остальное. Конечно, основная разница в станковой иконописи и монументальной отличается пропорциями, да и разными составами пигментов. На данном этапе в стенописи Евфросиниевского храма я использую краски на основе силиката. Они хороши для росписи тем, что проходят вглубь структуры стены и не создают пленок, например, как масленая краска или акрил. В любом случае в храме бывают перепады температуры, но для используемой сейчас краски, это не страшно, так как ей можно работать и на улице, потому что атмосферные осадки на нее не оказывают воздействие».

Мать Варсонофия также нам поведала о подготовке дерева и технологии сложнейшего процессе написания станковой иконы. Так нам более-менее стал понятен набор таких слов, как: левкас, прорезь, лузга, ковчег, яичная темпера. Более того, мы узнали также о тонкостях нанесения на икону сусального золота и многое другое.

– После покрытия иконы олифой делается подпись. В Православии в любом случае икона обязательно должна быть подписана, кто на ней изображен. В древности, до иконоборческого периода (726-842 гг.), икона считалась освещенной, когда на ней проставлялась подпись. Сейчас в Русской Православной Церкви используется особый чин освящения икон, уходящий корнями в древность, – говорит иконописец.

Монахиня Варсонофия также поделилась, что монументальная иконопись осложнена еще и тем, что связана с работой на высоте. Обычно какое-то время, по словам собеседницы, идет адаптация, поэтому первый день работы по ее словам самый малоплодотворный.

«А я и высоты еще боюсь, – уточняет монахиня и с улыбой добавляет. – Но, чтобы упасть в храме, этого еще нужно заслужить…».

Нам также довелось узнать, что в стенописи, есть такое понятие, как открытие фресок или икон. Мать Варсонофия отмечает, что когда пишешь на стене, то, ничего не видишь.

«Когда я на своде Евфросиниевского храма писала «Небесную Литургию», изображения которой составляли порядка трех с половиной метров, я не могла с одного яруса лесов даже лик написать полностью. Поэтому половину писала на одном уровне, потом спускалась на другой ярус и дописывала дальше. Увы, но полностью увидеть изображение во время работы, к сожалению, не предоставляется возможным. В итоге даже и не знаешь, как все будет смотреться. Кстати, свою настенную роспись можно будет увидеть лишь тогда, когда леса будут разобраны. Но если даже во время рабочего процесса спуститься с лесов вниз и посмотреть, то это ничего не даст, так как леса все равно все закрывают, – продолжает иконописец. – Непросто было и с иконой над алтарем, которая достигает четыре с половиной метра. Когда ее расписывала, то делила на три части. Я всегда шучу что мне нужен крест, чтобы я могла что-то сделать. То есть для стенописи мне обязательно нужна вертикальная и горизонтальная линии, чтобы изображение в итоге не «упало».

Насельница женского Благовещенского монастыря монахиня Варсонофия (Талатай) признается, что расписывать Евфросиниевсий храм в своем родном городе ей получается не так часто, как бы этого хотелось. Хорошо, если нашей собеседнице удается раз в месяц приехать в Дрогичин на несколько дней и поработать в новом храме. А вот чтобы выпала возможность приехать чаще, то это бывает очень редко.

В прошлом году 5 июня архиепископ Брестским и Кобринским Иоанном было совершено Великое освящение Евфросиниевского храма. В этот же день наградами от архиерея были отмечены те, кто внес свою лепту в возведение святыни. Среди награжденных была и монахиня Варсонофия. По этому случаю мы поинтересовались, так чем же для нее все-таки являлась эта столь высокая награда?

– Конечно, было приятно. Нельзя сказать, что мне все равно. Всегда приятно, когда твой труд ценится и ты получаешь за это благодарность. Но не менее важно для меня, как иконописца, чтобы люди, глядя на святые лики написанных мною иконы, хотели им молиться, – сказала монахиня-иконописец.

***

В завершении нашей беседы, мы попросили монахиню Варсонофию поделится своими напутствиями и пожеланиями в преддверии Рождества Христова с верующими Дрогичинского благочиния.

–  Рождество Господа нашего Иисуса Христа, это очень радостный праздник для всех христиан. Мы должны понимать, что нам предстоит праздновать День Рождения Бога. К несчастью, на западе, да и у нас, начала появляется такая тенденция, что люди зачастую говорят слово Рождество и не добавляют дальше Кого конкретно. В таких случаях хочется задать вопрос, а чье конкретно рождество вы празднуете? Все-таки, мы должны осознавать, что празднуем Рождество Бога, который пришел не просто для кого-то в этот мир, а для каждого из нас, чтобы потом мы были с Ним. К сожалению, у ряда людей сложилось весьма негативное впечатление о Православии, как о чем-то очень жестком, страшном и строгом. На самом деле, хотелось бы приоткрыть завесу перед такими людьми и сказать, что наша вера в первую очередь заключается в любви и радости. У нас ведь даже самый главный праздник – это Воскресение Христово (Пасха). Но не мешало бы нам задуматься и над тем, что Воскресение Иисуса Христа не было бы возможно без Его Рождения, – продолжает мать Варсонофия. – Обычно на Рождество Христово принято дарить подарки. Сразу вспоминается евангельский сюжет о поклонение волхвов младенцу Иисусу с принесенными дарами. Поэтому каждый из нас в эти постные дни и конечно в сам праздник Рождества Христова должен принести свой дар младенцу Иисусу. Какой дар? Пожалуй, наш самый важный дар, это сказать близким и тем, кто нас окружает, о том, что они для нас важны, о том, что мы их любим, потому что Бог любит каждого из нас. Нам всем бывает очень жаль, когда уходит человек и мы осознаем, что его чем-то обидели. От того нам нужно всегда, а не только в посты или великие праздники стараться выражать свою любовь к ближним. У апостола Павла есть послание, в котором он обращается к нам со словами: «Всегда радуйтесь». Поэтому в преддверии Рождества Христова мне хочется пожелать каждому православному христианину стяжать такую духовную радость, которой будет хватать, чтобы излить её на всех».

Максим РОДЬКО.

Фото автора.