НЕ ИЗМЕНЯЯ ДОБРОЙ ТРАДИЦИИ.

«…где двое или трое собраны во имя Мое,

 там Я посреди них» (Мф. 18, 20)

Не изменяя доброй традиции, православное молодежное братство в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Сретенском храме г. Дрогичина очередной раз отправилось в уникальный и живописный уголок Полесья, урочище на окраине деревень Лядовичи и Ополь Ивановского района на 4 дня с 29 июля по 2 августа. Цели таких поездок неизменны: молитва, общение друг с другом, единомышленниками из других братств и проведение времени с пользой в красивом и тихом месте. Выбранное место – это оборудованная зона отдыха, привлекающая гостей, прежде всего, оборудованным пляжем, чистым берегом водоема, наличием беседки для приготовления пищи, площадками для любителей спортивных игр.

Прибытие в усадьбу началось с обустройства палаточного лагеря и приготовления пищи. Чистый воздух, пение птиц, водная гладь, голубое небо – всё это переполняло сердца. А пища, приготовленная на природе, никого не оставила равнодушным.

На следующий день прибыли гости – участники православного молодежного братства в честь святого равноапостольного князя Владимира г. Березы, молодежного движения в честь святого великомученика Георгия Победоносца г. Белоозерска и Никольского братства г. Бреста во главе с руководителем молодежного отдела Брестской Епархии иереем Павлом Романовичем.

С отцом Павлом состоялась беседа на тему «Митрополит Иосиф (Семашко). Очерк жизни и церковно-общественной деятельности» по одноименной книге кандидата богословия протоиерея Александра Романчука:

«Высокопреосвященный Иосиф (в миру Иосиф Иосифович Семашко) родился 25 декабря (по старому стилю) 1798 года на Украине. Он происходил из старинного шляхетского рода, многие члены которого по сложившейся семейной традиции были униатскими священниками. Иосиф получил высшее духовное образование в католической Главной духовной семинарии при Виленском университете. Приступив после завершения обучения к несению церковного послушания, благодаря большим способностям, в 27-летнем возрасте он уже стал прелатом и занимал должность заседателя во 2-м (или иначе – униатском) департаменте Римско-католической духовной коллегии в Петербурге, т.е. участвовал в делах высшего управления униатской церкви в России. Семашко вполне мог рассчитывать на епископский сан, но к 1827 году он полностью разочаровался в католичестве и решил перейти в православие, поступив в иноки Александро-Невской лавры. Этому не суждено было сбыться. В ноябре 1827 года ему случайно представилась редкая возможность высказать перед высшими сановниками Российской империи свои взгляды на межконфессиональные проблемы в белорусско-литовских губерниях. Прелат Иосиф использовал этот шанс. Однако, он не только описал неустойчивое положение униатской церкви между православием и католичеством латинского обряда, но и решительно заявил: греко-католики в Российской империи могут быть возвращены в прежнее православное исповедание. Встретив личную заинтересованность императора Николая I, Семашко сумел с 1828 по 1830 год провести реформу унии, которая вела к преодолению кризисных явлений, накопившихся в ней, вводила предусмотренное условиями Брестской церковной унии 1596 года самоуправление униатской церкви и ограждала униатских священников и верующих от влияния духовенства латинского обряда и помещиков-католиков.

В 1829 году прелат Иосиф был возведен в сан епископа. Свое высокое положение он использовал для постепенного приближения униатов к православию в церковно-административной, канонической и литургической сферах, а также в системе богословской подготовки духовенства.

12 февраля 1839 года преосвященный Иосиф возглавил Собор униатского духовенства в Полоцке, на котором было объявлено о разрыве союза с Римом и возвращении всех униатов, проживавших на белорусско-литовских и украинских землях, в православное вероисповедание.

После Полоцкого Собора владыка до конца жизни возглавлял Литовскую и Виленскую епархию, в которую входили территории всей западной части современной Беларуси. Виленская епархия полностью состояла из бывших греко-католиков. Возведенный в 1852 году в сан митрополита, высокопреосвященный Иосиф деятельно трудился над утверждением православной веры среди воссоединенной паствы. Особые усилия ему пришлось употребить на то, чтобы защитить своих пасомых от латинского прозелитизма и нападок как со стороны польской и ополяченной белорусской шляхты, так и со стороны отдельных представителей местных гражданских властей. Проверкой успешности деятельности митрополита Иосифа стало восстание сторонников возрождения Речи Посполитой 1863–1864 годов. Оно показало нежелание белорусов возвращаться к униатской старине, а также то, что через 25 лет после воссоединения они были тверды в православии и решительно разделяли свои и польские интересы. Скончался высокопреосвященный в 1868 году в Вильно, где был погребен в крипте Свято-Духова собора под ракой трех Виленских мученников – Антония, Иоанна и Евстафия. Его могила сохранилась до наших дней.

Значение прекращения действия Брестской церковной унии на белорусских землях в 1839 году для современной Белорусской Православной Церкви трудно переоценить. До Полоцкого Собора Беларусь представляла собой преимущественно католическую страну. Две трети белорусов были греко-католиками. После Полоцкого Собора, подготовленного митрополитом Иосифом и его единомышленниками из числа униатского духовенства, Беларусь превратилась в страну православную. То, что в настоящее время в Республике Беларусь 85% верующих относят себя к православным – это в значительной степени достижение митрополита Иосифа (Семашко) и его сподвижников.

Однако, этим заслуги митрополита Иосифа не ограничиваются. Его церковно-общественная деятельность оказала значительное влияние на развитие белорусской культуры и становление белорусского национального самосознания, поскольку в религиозно-культурном отношении объединила белорусских народ и пошатнула господство над ним полонизма.

В тесной связи со сказанным стоит еще одна заслуга митрополита Иосифа. Владыка после Полоцкого Собора сумел с великой любовью к пастырям, с уважением к ним, с пониманием их трудностей перевоспитать бывшее униатское в значительной степени полонизированное духовенство и вывел на историческую сцену новое поколение православных белорусских священников.

Все сказанное подводит к выводу о том, что упразднение унии в 1839 году и последующее восстановление православия среди белорусов оказались теми событиями, которые заложили духовный фундамент современной белорусской государственности. Без порожденного Полоцким Собором духовного и культурного подъема, всколыхнувшего белорусов, наше национальное самоопределение было бы невозможно. Нужно признать, что значительный вклад в появление современной Республики Беларусь принадлежит митрополиту Иосифу (Семашко). Сам высокопреосвященный Иосиф не преследовал такой цели. Он возрождал Православие, видя в нем истинный путь ко спасению, отстаивал каноническое единство Русской Церкви, исходя из убеждения, что Православная Церковь является духовным основанием единства и силы восточнославянских народов. Тем не менее, своей деятельностью, помимо прочего он поспособствовал и этому.

В наши дни личность и деятельность митрополита Иосифа (Семашко) подвергаются разного рода нападкам со стороны тех, кого раздражает существование Белорусской Православной Церкви, кто хочет религиозно-культурного реванша за Полоцкий Собор 1839 года и вытеснения православия из жизни белорусского общества, кто стремится разрушить межконфессиональный мир в нашей стране, являющийся безусловным достижением суверенной Республики Беларусь. Митрополита Иосифа называют и «русификатором», нанесшим непоправимый урон белорусской культуре, и ренегатом, предавшим национальную веру белорусов – унию, и неразборчивым в методах руководителем, силой заставившим униатских священников согласиться на православие. Все это не соответствует действительности».

После беседы с иереем Павлом Романовичем состоялся дружественный мини-турнир по волейболу, в котором победу одержала команда Петропавловского братства г. Дрогичина.

Насыщенный день заканчивался, как и начинался с молитвы. Ну, а дальше ждал костер, мягкий треск дров, ночное звёздное небо и песни под гитару до самого рассвета.

Оставшиеся дни участники мини-слета весело и с пользой провели время: купались, играли в волейбол и беседовали со священниками на свободные темы.

Как один миг пролетели незабываемые дни на природе. Славим Бога, благодарим гостей за общение и время, проведенное вместе.

Служба информации прихода.