Путь священника Евгения Шпаковского и его семьи. Часть 1

Материал подготовил Максим РОДЬКО

корреспондент районной газеты «Дрогичинский вестник»

 

Опубликовано в выпуске епархиальной газеты «Духовный вестник» №1 (307) января 2023 г.

 

Путь священника Евгения Шпаковского и его семьи

Изучая тему истории православной церкви в Дрогичининском районе, мне по счастливой случайности на просторах социальных сетей довелось познакомится с Ираидой Евгеньевной Финаковой (Шпаковской), дочерью священника Евгения Шпаковского, служившего в Хомской Покровской церкви во второй половине 1940-х – 1950-х гг. Ираида Евгеньевна пенсионерка, много лет проработала в сфере здравоохранения, на данный момент ей 74 года, живет в г. Железногорск, Курской области Российской Федерации. В процессе нашей переписки она поделилась воспоминания о жизни их семьи, пастырском служении своего отца, а также фотографиями и документами из семейного архива.

В селе Антиповка Царицинской губернии (ныне Волгоградской обл., Камышинского района, Российской Федерации) 24 февраля 1921 года родился будущий священник Евгений Владимирович Шпаковский. Он был седьмым ребенком в семье протоиерея Владимира Флоровича и Ольги Васильевны Шпаковских. В Царицинской губернии семья оказалась в 1915 году в ходе эвакуации при наступлении войск кайзеровской Германии. До войны Шпаковские жили в местечке Иваново, Гродненской губернии, Кобринского уезда, ныне – это г. Иваново, Брестской области. Туда же они и вернулись в 1922 г. В Иваново отец Владимир продолжил службу настоятелем Свято-Покровской церкви.

В семейном архиве Ираиды Евгеньевны хранится черновой вариант Прошения Его Святейшеству, Святейшему Пимену, Патриарху Московскому и всея Руси, в котором рукой отца Евгения написано следующее: «Отец мой (имеется в виду Владимир Флорович Шпаковский – авт.) был сыном священника. В некрологе Литовских Епархиальных ведомостей за 1875 г. напечатано о смерти моего дедушки священника Флора Васильевича Шпаковского, священнического сына.

Другой дедушка, отец моей матери, протоиерей Василий Николаевич Никольский, был уроженец Тверской губернии».

В Иваново прошли детские и юношеские годы Евгения, где он закончил гимназию. После гимназии, будущий священник работал учителем в школе д. Снитово, недалеко от Иваново, где познакомился со своей будущей женой Татьяной Александровной Гулюк. Пара сочеталась в ноябре 1942 г. Над белорусской землей полыхал пожар Великой Отечественной войны, но все же 17-летняя Татьяна и Евгений, которому исполнился 21 год, стали мужем и женой. Впереди молодую чету ждала чаша тяжелых испытаний.

После создания семьи Евгений выбирает нелегкий путь священства. Конечно, огромную роль в этом сыграл пример отца, священнические родословные корни. Но главное  ̶   глубокая духовная зрелость молодого человека: «семя упало на добрую землю и принесло плод». Все это, пожалуй, и побудило Евгения возгрузить на себя пастырский крест.

В городе Пинске 7 апреля 1943 г. Евгений Владимирович был рукоположен Архиепископом Александром (Иноземцевым) во диаконы, а 11 апреля, того же года, во священника Свято-Успенской церкви в д. Снитово.

В сентябре 1943 г. в д. Снитово, среди бушующего ада войны, семью молодого батюшки ждала великая радость, родилась дочь Людмила. Время было тяжелое для всех, днем хозяйничали немцы, а по ночам приходили партизаны, которым старались помогать. Вскоре родственников семьи Шпаковских постигло горе. Жившую на хуторе, недалеко от д. Снитово, семью тети матушки Татьяны Шпаковской оккупанты сожгли за связь с партизанами.

В том же 1943 г. трагедия коснулась семьи старшей сестры отца Евгения, Татьяны Владимировны Калининой (Шпаковской), которая была замужем за священником Серафимом Яковлевичем Калининым, служившем в Петро-Павловской церкви д. Мохро Ивановского района.

Нужно отметить, что Серафим Яковлевич был сыном полкового православного священника Якова Яковлевича Калинина, служившего до Первой мировой войны в с. Детковичи, Кобринского уезда, Гродненской губернии (ныне д. Детковичи, Дрогичинского района, Брестской области). В 1903 году, когда в Российской Империи состоялось прославление преподобного Серафима Саровского в Детковичах в семье батюшки Якова Калинина родился младенец, которого и крестили в честь Саровского чудотворца. Семья полкового священника пережила в годы Первой мировой войны эвакуацию вглубь империи. И в 1915 году двенадцатилетний Серафим вместе с родителями оказался в Самаре.

В годы Великой Отечественной войны отец Серафим не раз спасал жителей д. Мохро от расстрела за связь с партизанами, заверяя немцев, что среди его прихожан таких нет. Сам батюшка и его псаломщик Анатолиий Рубанович поддерживали связь с народными мстителями. В конце 1943 г., скорее всего по доносу предателя, батюшка Серафим со своей женой Татьяной Владимировной и детьми были репрессированы. Семью вывезли в немецкий лагерь в Восточной Пруссии. Ужас нечеловеческих условий прибывания в концлагере стал большим испытанием для супругов Калининых. Они потеряли двоих детей: двухлетний сынишка умер от тифа, а другой девятилетний сын погиб от рук немецкий докторов, выкачивающих из детей кровь для лечения солдат вермахта.

В  1944 г. военное лихолетье коснулось и самой семьи священника Евгения Шпаковского. Молодому мужу, отцу и пастырю пришлось расстаться с семьей, покинуть родные места. Гитлеровскими войсками иерей Евгений вместе с местной молодежью был вывезен и отправлен в лагерь для военнопленных и гражданских лиц «Метгеттен» в Восточной Пруссии, недалеко от Кенигсберга.

После освобождения узников лагеря советскими войсками, в марте 1945 г. иерей Евгений Шпаковский был призван в ряды Красной Армии и зачислен красноармейцем 231-го армейского запасного стрелкового полка 39-й армии. Участвовал в освобождении Кенигсберга, попал в плен. Ираида Евгеньевна в воспоминаниях о своем отце пишет: «пленных загнали в подвал большого дома, где в темноте батюшка встретился с зятем  ̶  священником Серафимом Калининым, мужем старшей сестры о. Евгения, Татьяны! Эта встреча ему придала уверенности, что все будет хорошо, ведь имя Серафим означает «Пламенный» и напоминает о Небесном Воинстве. Это была радость большая! Они всю ночь молились, ждали расстрела, но утром были освобождены нашими!»

Известно, что и Серафим Калинин после освобождения из лагеря был в рядах Красной Армии. В марте 1945 г. они был зачислен красноармейцем того же 231-го армейского запасного стрелкового полка 39-й армии что и Евгений Шпаковский.

После боев в Восточной Пруссии и штурме Кенигсберга, 231-й запасной стрелковый полк сражался в боях против Квантунской армии Японии. После победы над Японией 231-й стрелковый полк дислоцировался на юге Китая в Порт-Артуре. Именно там, в октябре 1945 г. красноармеец Серафим Калинин получили предписание о демобилизации, и убыл на малую родину к семье в д. Мохро. А в декабре того же года из Порт-Артура был демобилизован красноармеец Евгений Шпаковский, вернувшийся к семье в д. Снитово.

Евгению Владимировичу Шпаковскому Приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина от 23 августа 1945г. № 327 объявлена благодарность за прорыв Маньчжуро-Чжалайнурского и Холун-Аршанского укрепленных районов японцев, форсирование горного хребта Большой Хинган, преодоление безводных степей Монголии, освобождение Маньчжурии и участие в боях с японцами на Дальнем Востоке.

В сентябре 1945 г. ему была вручена боевая грамота за подписью командующего войсками 39-й армии Героем Советского Союза гвардии генерал-полковником Людниковым следующего содержания:

«Славный путь прошли с боями в рядах нашей армии, много трудностей и тягот пришлось Вам перенести. Наши знамена овеяны славой побед под Духовщиной, Витебском, Таураге, Пилькалленом, Тильзитом, Кенигсбергом. В этих победах есть и доля Вашего ратного труда.

Вместе со своими однополчанами Вы участвовали в героической походе через безводные пустыни Монголии, горные перевалы Большого Хингана и через всю Маньчжурию пронесли наше знамя в священный для русского сердца город Порт-Артур.

За ратные труды и боевые подвиги Вы неоднократно удостаивались благодарности Великого Сталина».

Среди наград солдата-священника ордена и медали — «Отечественной войны II степени», «За победу над Японией»,  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Приказом Министра обороны СССР, маршала Советского Союза Андрея Гречко, Шпаковский награжден юбилейным знаком «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне».

После возвращения домой из рядов Красной Армии отец Евгений продолжил свое пастырское служение. Указом правящего архиепископа Минского и Белорусского Василия от 30 января 1946г. иерей Евгений Шпаковский был снова назначен настоятелем Свято-Успенского храма д. Снитово. Но прослужил в нем недолго.

Указом архиепископа Пинского и Лунинецкого Даниила 9 сентября 1946 года был переведен настоятелем прихода в д. Хомск, Дрогичинского благочиния с обязательством построить новый храм, т. к. прежний старинный храм Покрова Пресвятой Богородицы во время оккупации немцы жгли 5 июля 1943 г., в день массового убийства жителей д. Хомск. Купола не было, от храма остались одни стены. В 1947 г. к стене разрушенной церкви была сделана пристройка из досок  ̶ молитвенный дом, в котором и начал служить о. Евгений.

                  иерей Евгений Шпаковский ( конец 1940-х гг.)                          о. Владимир Шпаковский с певчими храма в Иваново. Конец1920-х гг. На заднем плане, на дереве мальчик 8-9 годов. Это будущий отец Евгений.                          о. Евгений, рядом матушка Татьяна с певчими и прихожанами. (д. Снитово, 1940 г.).                 Первая фотография в Хомске. Слева псаломщик Стефан Юрашевич, справа — Галах И.Т. Конец 1940-х гг.

Фото из семейного архива

Ираиды Евгеньевны Шпаковской

Продолжение следует..