Школа и Церковь: социально-педагогическое партнерство

Статья опубликована в выпуске газеты «Дрогичинский Вестник» №47 (9567)

24 ноября 2023 года.

 

ВОСПИТАНИЕ

Школа и Церковь: социально-педагогическое партнерство

Два Отечества есть у каждого человека – земное и Небесное. Чтобы благополучно достичь второго, надо достойно прожить жизнь в первом. Так говорит Православная Церковь, и здесь сходятся интересы ее и государства, которых заботит нравственное состояние общества. В последнее десятилетие более тесным стало сотрудничество Министерства образования с Белорусской Православной Церковью, которая, используя свой многовековой опыт сохранения духовных, культурных и исторических традиций, формирует у людей высокие гражданские и нравственные качества, патриотизм и ответственность за судьбу своего Отечества, милосердие и сострадание.

Нашими собеседниками стали представители духовенства и светского образования: иерей Александр Полоско и заместитель директора по воспитательной работе СШ №1 г. Дрогичина Мария Денисюк.

Свое пастырское служение в нашем городе отец Александр начал только с сентября текущего года. До этого он служил несколько лет клириком храма преподобного Серафима Саровского в городе Белоозерске. Немаловажно отметить, что до священства иерей Александр Полоско четырнадцать лет трудился в сфере образования, где в последнее время занимал должность директора Перковичской средней школы. Со временем сбылась детская мечта нашего собеседника стать священником. Но, как признается отец Александр, уходя из учреждения образования, его не оставлял вопрос: а как же он будет дальше без школы и детей, которых так сильно любит?

Иерей Александр Полоско, клирик храма Сретения Господня в г. Дрогичине:

– Церковь и сфера образования призваны сотрудничать и дополнять друг друга. Как Церковь, так и школа прилагают все усилия, чтобы воспитывать духовно богатую, нравственную личность, патриота своей страны, уважающего своих родителей и предков, взращивая в молодых людях такие качества, как милосердие, доброта, любовь, взаимопонимание, жертвенность, поддержка.

Лично я люблю начинать работать с детьми с первого класса. Да, это очень тяжело, намного проще подготовиться по какой-либо теме на встречу со старшеклассниками. Внимание самых маленьких школьников нужно уметь не только сконцентрировать и удержать, но в первую очередь заслужить. Во всем этом, мне, конечно, помогает мое педагогическое образование, но тем не менее идет большая подготовка к уроку еще дома. Детки этого возраста очень живо реагируют на игровые формы. Поэтому я с ними раскрашиваю, рисую, клею. Стараюсь через игры показать детям красоту православия и посеять в их душах семена христианской истины. Ни в коем случае не должно быть лекции – это будет провал, и в следующий раз дети просто не будут хотеть в этом участвовать.

Детей нужно к себе располагать, разговаривать на их языке! Когда заходишь первый раз в класс и видишь незнакомых детей, не знаешь, что от них ожидать и как они тебя воспримут. Поэтому в начале своего урока я всегда интересуюсь, как у детей настроение, со всеми ли они сегодня дружны или, может, их кто-то сегодня обидел. Конечно, к каждой возрастной аудитории учащихся я практикую различные подходы и подготовку. В конце занятия всегда оставляю детям 5–7 минут для того, чтобы они могли задать свои вопросы.

Одна из важных тем, на которую провожу встречи с учащимися, – «Христианское понимание дружбы», где обращаю их внимание на заповеди Божии. Рассказываю, как важна дружба, насколько мы должны прощать друг другу обиды и быть милосердными один к одному.

Очень люблю проводить со школьниками беседы о труде, которые также превращаем в игру. Также использую поучительные отрывки из мультфильмов «Сказки Добролесья». В беседах с учащимися младших классов о пятой Божией заповеди «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен» играем и беседуем на очень важные темы: «Что нужно сделать, чтобы не расстроить маму», «Как я умею расстроить маму», «Сколько раз я капризничаю на день», «Есть ли у меня какие-то домашние обязанности». Со старшеклассниками разговор о пятой Божией заповеди, конечно, выстраивается более взрослым и глубоким.

С начальными классами мне нравится проводить уроки «О добре и зле».  Здесь опять же на помощь приходят белорусские и русские народные сказки. Я распечатываю большие цветные картинки героев (Красная Шапочка, Волк, Дюймовочка, Леший, Баба Яга и др.), и мы оцениваем их поступки через призму сказки. Кстати, для себя я отметил одну проблему: современные дети не знают народных сказок. К сожалению, это связано с тем, что многие современные родители не читают с раннего возраста своим детям сказки. Потом получается, что наши дети не любят читать и не читают, а в будущем из этого вытекает вся безграмотность. В итоге наши дети не умеют выражать свои мысли и развиваются совсем не так, как могли бы развиваться. 

Еще одна проблема, которая стала для меня очевидной в ходе общения с детьми, – отсутствие устойчивых семейных традиций. Оказывается, многие молодые семьи сейчас не собираются с родственниками за большим праздничным столом, не едут к родителям или своим бабушкам и дедушкам, чтобы поздравить их с праздниками. Кто-то скажет, что ковидные времена нас так разъединили, но я считаю, это не главная причина! Поэтому мы решили с нашим православным братством, что будем создавать миссионерские листовки о семейных традициях, дабы показать, как это важно, красиво и насколько это объединяет.

Скажу честно, что меня также очень удивляет, когда мне рассказывают, что в некоторых семьях нет правила, когда вся семья кушает вместе. Я понимаю, что утро бывает у всех разное, да и обед тоже может быть у каждого свой, но, ведь ужин можно посвятить своим близким? Например, вечером, когда вся семья дома, почему бы не устроить вечернее чаепитие, за которым можно просто пообщаться, узнать, как дела у каждого, построить планы на выходные, пожелать друг другу всего хорошего… Но многие дети говорят, что, увы, у них такого в семьях не существует.

Наши дети такие, какими мы в состоянии их воспитать. Сначала у нас на них не хватает времени, а потом им будет не до нас, потому что они не получили от нас того, чего мы сами в итоге хотим от них получить. В 2018 году, будучи в паломнической поездке в Троице-Сергиевой лавре (Российская Федерация), мне довелось задать вопрос одному пожилому монаху священнику. До того, как стать монахом, этот человек вместе с супругой вырастил и воспитал детей, всем их обеспечил. Уже в преклонном возрасте он и его жена решили уйти в монастыри и оставшуюся жизнь посвятить Богу. Я имел честь спросить у этого священника: как в наше время нужно воспитывать детей, ведь многие сейчас говорят, что детям нужно все разрешать, давать все попробовать, ни в чем их не ограничивать? Также я поинтересовался, можно ли или нужно ли в наше время наказывать детей? Пожилой монах на какое-то время задумался, а потом мне вот что ответил: «Если ты хочешь, чтобы твоя старость прошла в твоем родном доме, чтобы к тебе приезжали дети и внуки, чтобы в день рождения тебе дарили цветы и говорили слова благодарности, то научись своим детям говорить «нет» и научись их наказывать, когда они этого заслуживают. Но если ты не хочешь, чтобы твоя старость прошла в доме престарелых, то позаботься об этом заранее. Потому что когда ты своим детям будешь говорить постоянно «да», то они о тебе потом и не вспомнят».

***

Завершая беседу со священником, хотим подчеркнуть, что иерей Александр Полоско по благословению архиепископа Брестского и Кобринского Иоанна в числе тех, кто преподает в Брестском областном институте развития образования. По словам священника, исполнение этого послушания требует серьезной подготовки. Не так давно отец Александр читал лекцию на тему «Взаимодействие семьи и школы» для педагогов Кобринского района, а летом в областном институте развития образования им был прочитан ряд лекций для педагогов, которые ведут факультативное занятие «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», на которых батюшка раскрывал слушателями ряд тем семейного воспитания.

***

Мария Денисюк, заместитель директора по воспитательной работе средней школы №1 города Дрогичина: 

– Проблема совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали неизменно актуальна для общества. Коллектив нашего учреждения образования ставит перед собой цель воспитания духовной, нравственно зрелой, всесторонне развитой личности. Важным фактором реализации, данной цели является организация целенаправленного и плодотворного взаимодействия нашего учреждения образования с приходом храма Сретения Господня в городе Дрогичине. В прошлом учебном году мы тесно сотрудничали с иереем Александром Кучмой, который на сегодняшний день является настоятелем Сретенского храма. В текущем году продолжаем работу с новым клириком храма Сретения Господня иереем Александром Полоско, которого все мы ранее знали как прекрасного педагога и грамотного руководителя. На текущий учебный год совместно с отцом Александром нами был разработан план взаимодействия школы с приходом храма.

Хочу отметить, что от родителей или законных представителей учащихся перед началом нового учебного года мы всегда получаем согласие на занятия с ребенком педагога-психолога и православного священника. Из практики могу сказать, что даже если учащийся относится к другой конфессии, то этим ребятам тоже очень интересно послушать, что рассказывает батюшка. Поэтому каких-то недопониманий или конфликтов по этому поводу с такими учащимися и их семьями у нас никогда не возникало.

Важно подчеркнуть, что формы взаимодействия священнослужителей с учащимися достаточно разнообразны. Проводятся тематические встречи, дискуссии, уроки духовности, просветительские и информационные мероприятия по формированию навыков ответственного поведения, ценностного отношения к жизни, здоровью, профилактика зависимого поведения, семейного неблагополучия и социального сиротства.

Для 5-х и 6-х классов у нас организована работа факультативного занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». Конечно, не всегда педагоги, которые рассказывают на факультативе детям тот или иной материал, достаточно глубоко осознают его глубину с церковной точки зрения. Поэтому нам всегда на помощь приходят священники. В рамках проведения факультатива «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» наши учащиеся с интересном посещают храм Сретения Господня.

C 14 по 21 октября школа активно участвовала в Неделе родительской любви, приуроченной к празднованию Дня матери и Дня отца, с приглашением иерея Александра Полоско.

С 2021 года на базе нашей школы создан районный ресурсный центр «Духовно-нравственное воспитание учащихся через взаимодействие семьи и школы». Его регулярно посещают учителя начальных классов, классные руководители 5–11-х классов и педагоги-организаторы. В работе центра активное участие также принимают представители духовенства. Почему было решено отрыть центр именно такой направленности? Потому что именно в семье закладывается основа будущей личности, а первыми и самыми главными авторитетами для ребенка всегда являются его родители. Поэтому на площадке ресурсного центра проводится очень много тематических встреч на тему семейных ценностей и отношений.

Духовно-нравственная направленность ресурсного центра выбрана еще и потому, что его руководителем является наш педагог-организатор Людмила Бобич, курирующая школьный волонтерский клуб милосердия «Альтаир». Людмила Владимировна с учащимися волонтерами проводит очень большую работу по популяризации здорового образа жизни и профилактике различных зависимостей, а таже они ухаживают за памятниками, над которыми шефствует наша школа, принимают активное участие в спортивно-массовых мероприятиях, городских праздниках.

У нас в планах есть немало интересных и полезных мероприятий: беседы, выставки, благотворительные акции, конкурсы. Еще мы готовимся и к участию во вторых образовательных Серафимовских чтениях, проходящих в городе Белоозерске. На протяжении учебного года участвуем в походах и экскурсиях «Святыни нашего края». В совместном сотрудничестве с церковью наши ребята принимают участие и в мероприятиях по благоустройству исторических и культурных памятников, а также в акциях «Обелиск», «Ветеран живет рядом», «Дом без насилия».

Стараемся на линейки перед началом учебного года и в его завершении приглашать священника. Уже стало доброй традицией для выпускников школ и гимназии нашего города собираться вместе в храме на молебен. Мы видим, как наши выпускники, не зависимо девочки это или мальчики, с радостью и интересом идут в храм.

В дальнейшем мы будем развивать наше сотрудничество, ведь зачастую в решении проблем воспитания у священника есть гораздо больший потенциал, чем у педагога или родителя. И мы обязаны им воспользоваться.

 

Максим РОДЬКО.