Храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Вавуличи: его пастыри, духовное и историческое наследие

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Вавуличи: его пастыри, духовное и историческое наследие

Статью подготовил иерей Александр ВЕРЕМЕЙЧИК,

настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Вавуличи

Среди  сохранившихся свидетелей духовной и культурной жизни Белорусского Полесья  почетное место занимает храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Вавуличи Дрогичинского благочиния Брестской епархии. В прошлом году храм отметил свое 285-летие и является старейшим храмом благочиния. При этом на протяжении всей истории храма в нем никогда не прекращались богослужения и духовное  окормление местного населения.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы является памятником народного деревянного зодчества республиканского значения. Он был построен в 1737 году. В те годы на территории современной Беларуси  преобладающее количество приходов были униатскими, в том числе и наш храм. После воссоединения униатов с Русской Православной Церковью храм был перестроен и принял свой  нынешний вид: прямоугольной формы, с 5-гранной алтарной абсидой, двускатной крышей и куполом-«луковкой». Известно, что в 1911 году жители окрестных деревень ездили на заработки в Америку и по возвращении пожертвовали 435 рублей на реставрацию храма. С росписью иконостаса успешно справился художник М. Бирев, и написанные им иконы радуют глаз прихожан и гостей нашего храма и поныне.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы д.Вавуличи

За длительный период существования храма через него прошло немало священников. Удалось  установить имена трех священников униатского периода:  Ян и Гавриил Фалдзистые и Лаврентий Гриньковский. Что касается православных настоятелей нашего храма, то их имена, а порой и биографические сведения удалось установить, благодаря частично сохранившемуся архиву нашего храма. Кто-то из этих священников прослужил в Вавуличском храме несколько лет, а кто-то и несколько десятилетий. Больше всех, около 45 лет, здесь прослужил священник Иосиф Васильевич Михалевич, почивший в 1890 году. Двое настоятелей храма священник Иоанн Васильевич Шеметилло (1840 – 1904) и священник Николай Алексеевич Балицкий (1874-1946) похоронены на церковной территории.
Интересны подробности биографии отца Николая, почерпнутые из нашего архива. До принятия священного сана он был учителем, а в 1915 году был призван в действующую армию в качестве священника 55-го военно-санитарного поезда, а затем окормлял раненых воинов в 460-м полевом госпитале и за это был награжден. В 1918 году отец Николай вернулся в Вавуличи, где и прослужил до своей кончины в 1946 году.


Священник Николай Балицкий

В трехлетний период отсутствия отца Николая прихожан храма окормлял легендарный священник Василий Антонович Котович (1849-1937), который в годы Первой Мировой войны совершал богослужения и требы на всей оккупированной немцами территории, а это было 70 приходов. В богослужебном Евангелии нашего храма сохранился сделанный химическим карандашом автограф отца Василия: «1915,1916 г., во дни плена немецкого населения части Кобринского уезда, на сем Божественном Святом Евангелии священнодействовал в Вавуличской церкви в праздничные и воскресные дни я, плененный иерей Василий Антонович Котович, безвыходно жительствующий в составе фермы Чабаевка».


Священник Василий Котович

Около 40 лет прослужил в Вавуличском храме протоиерей  Мартин Скопец (1901- 1989). Он родился в крестьянской семье, окончил двухклассную народную школу в Дрогичине, во время Первой Мировой войны 4 года провел в эвакуации в Харьковской области, после чего вернулся на Родину, служил псаломщиком и со временем был рукоположен в священный сан. Несмотря на то, что его служение пришлось на годы советской власти, отцу Мартину удавалось поддерживать храм в порядке и проводить необходимые ремонтные работы. Из Дрогичина, где жил отец Мартин, до храма часть пути он добирался на рейсовом автобусе, а оставшуюся часть пути, несмотря на преклонный возраст, преодолевал пешком.


Протоиерей Мартин Скопец

Его преемник протоиерей Михаил Сазанович был фронтовиком, в составе 11-й ударной армии 3-го Белорусского фронта он отличился  в боях под Кенигсбергом и был тяжело ранен. А в 2005 году в числе семи священнослужителей-ветеранов Великой Отечественной войны он получил юбилейную медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» из рук Леонида Мальцева, который на тот момент занимал пост министра обороны. Известно, что отец Михаил занимался иконописью, пчеловодством и был дружен с известным по всей Беларуси своей молитвенной помощью протоиереем Виктором Сорокой, настоятелем храма Архистратига Божия Михаила в деревне Осовцы. Отец Михаил прослужил в Вавуличах 15 лет и закончил свою земную жизнь на покое в Жировичском монастыре в 2010 году в возрасте 85 лет.


Протоиерей Михаил Сазанович

В Вавуличах родился и прожил до совершеннолетия будущий новомученик Церкви Русской священник Стефан Васильевич Крейдич. Долгое время он был псаломщиком на Смоленщине и Брянщине. В 1932 году был рукоположен  в сан священника, а уже в 1936 году был осужден за «агитацию против колхозов, внушение религиозного дурмана детям и контрреволюционные настроения» на 6 лет лагерей в Казахстане, а еще через год расстрелян. Память священномученика воспоминается 20 сентября по новому стилю.

До 60-х гг. XX века в Вавуличском храме хранилась уникальное произведение церковного искусства – Царские врата, сплетенные из соломы, украшавшие храм с 1835 года, создателем которых был местный мастер по фамилии Климович. В настоящее время они находятся в Минске в Национальном художественном музее. В униатский период Царские врата из соломы были довольно распространенным явлением на Беларуси, но до наших дней их сохранилось только три экземпляра. Один из них раньше находился также на Полесье в храме Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Лемешевичи Пинского района.


Царские врата Вавуличской церкви

Вот и все, что я хотел рассказать о храме Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Вавуличи, настоятелем которого Божией милостью и являюсь. Несмотря на то, что демографическая ситуация в  деревнях нашего прихода оставляет желать лучшего, церковная жизнь в нем не угасает. Многие уроженцы прихода и их знакомые приезжают сюда помолиться, побыть наедине с Богом, излить Ему свою душу и получить благодатное подкрепление своих душевных и телесных сил через соединение с Господом в Таинстве Святого Причащения. И пока в нашем храме приносится Бескровная Жертва, он будет жить и возвещать всем Благую Весть о Воскресшем Спасителе.