В дар Сретенскому храму передана икона святой праведной княгини Софии Слуцкой с частичкой честных мощей.

Недавно, к великой радости всех благочестивых людей нашего города, в дар Сретенскому храму г.Дрогичина была передана нашим земляком — архимандритом Сергием Бричом, икона святой праведной княгини Софии Слуцкой с частичкой честных мощей.

Эта икона выполнена в технике иконописной Палехской школы. Одежда святой Софии и орнамент иконы блестят золотом – символом света. В православной христианской вере золотой свет является и образом Божией благодати.

По милости Божией сама святая княгиня благословила наш город. Теперь каждый желающий может всегда обратиться к ней за благодатной помощью и утешением.

Праведная София Слуцкая — защитница Православия на Беларуси – одна из самых знаменитых святых нашей страны, а её нетленные мощи относятся к числу главных святынь всей Белорусской Православной Церкви.

Святой Софии молятся о выздоровлении от болезней, о семейном благополучии, а также во время бесплодия — о даровании детей. В народе она почитается как покровительница беременных женщин, младенцев и детей-сирот, а также молятся от избавления от онкологических болезней и об укреплении в вере.

Святая праведная София Слуцкая родилась в 1586 году и происходила из именитой православной династии Великого княжества Литовского — рода князей Слуцких Олельковичей, княживших в г. Слуцке и г. Копыле. Была единственной дочерью у родителей.

Дед святой Софии Юрий Юрьевич известен тем, что собственноручно переписал Евангелие и передал его в дар Слуцкому Свято-Троицкому монастырю.

Через несколько лет один за другим умирают родители Софии. Осиротев, она стала богатой наследницей. Опеку над девочкой приняли на себя родственники со стороны матери — магнаты Ходкевичи: сначала к жмудскому старосте Юрию Ходкевичу, а затем к Виленскому каштеляну, Брестскому старосте, Иерониму Ходкевичу.

Детство девочки прошло в его имениях в Берестье и Вильно. В это время София, предоставленная самой себе, начинает познавать православную веру, читать святые книги и долго беседовать со священниками.

Ходкевичи задолжали князьям Радзивиллам значительные суммы денег и хотели использовать свою опеку, чтобы за счет громадных имений единственной наследницы богатого рода рассчитаться с долгами. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку, которая свидетельствовала о том, что княжна София по достижении ею совершеннолетия должна была выйти замуж за князя Несвижского — Януша Радзивилла. София ничего не знала об этом решении.

День бракосочетания назначили на воскресенье 1 октября 1600 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Однако незадолго до венчания выяснилось, что опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить вере для брака с князем — католиком. Княжна София решительно отказалась переходить в католичество. Более того, она настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий 14-летняя княжна соглашалась на брак.

Князю Янушу пришлось обратиться к Римскому Папе с соответствующим прошением. Разрешение было получено, и бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось в назначенный срок по православному обряду в одном из соборов Бреста.

Отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу.
Всю любовь своего верующего сердца княгиня София излила на заботу о православных обителях и храмах, на сохранение Православия в Слуцких землях в период после заключения Брестской церковной унии. Княгиня оказывала моральную и материальную поддержку священнослужителям и мирянам, жертвовала храмам собственноручно вышитые ею священнические ризы, совершала паломничества в отдаленные от города Слуцка приходские церкви. София убедила и своего мужа выхлопотать у короля Речи Посполитой постановление о том, чтобы не принуждать к унии православных людей Слуцкого края. Вместе с мужем София также много жертвовала и занималась благотворительностью. На Мир-горе, что недалеко от Бобруйска, София на свои средства построила Покровский Храм.

Святая княгиня София в возрасте 26 лет отошла ко Господу 1 апреля 1612 года при рождении ребенка.

Ее похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился ее отец князь Юрий Юрьевич. Безвременная кончина супруги глубоко ранила мужа. Но и после смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И в дальнейшем все Радзивиллы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие, хотя сами оставались католиками.

 Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса.

Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма Слуцкого Троицкого монастыря. В 30-х годах прошлого столетия мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медицинского факультета БГУ. Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников они были перенесены в Свято-Духов Собор г. Минска, но вскоре из-за угрозы вывоза в Германию их стали хранить в подвале одного из частных домов Минска. Только после войны нетленные мощи Святой Софии Слуцкой вновь вернулись в Свято-Духов Собор.

3 апреля 1984 года Православная Церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику святых.

Пусть молитвами праведной княгини Софии Слуцкой каждый из жителей нашего города утверждается в вере и благочестии, чтобы истинная любовь к Богу, Отечеству и людям, которой отличалась святая София, царила и в наших сердцах.

Галина Абрамчук.